Выход в Сеть: как петербургские театры осваивают онлайн–пространство

Автор фото: Архив "ДП"
Куратор спонтанной программы фестиваля "Точка доступа" Алексей Платунов

Не по своей воле петербургские театры, от грандов–федералов до городских "рабочих лошадок", уже полтора месяца старательно выходят в интернет. Вирус вирусом, но и учредители не дремлют. Кривая прироста театральных онлайн–событий выглядит не по–математически криво, явно движимая не только внутренними причинами, но и распоряжениями властей. Впрочем, миллионы просмотров у лучших спектаклей со всего мира тоже вдохновляют.

В ход идет все: новые и старые видеозаписи, чтение новой прозы и детских стихов, пение песен (в том числе хором в конференц–программах), актерские стримы со своей кухни, мастер–классы по чему угодно и бесконечные разговоры всех жанров — соло, в чатах и в YouTube. Некоторые театральные критики уже удивляются в своих фейсбуках тому, как много, оказывается, у нашей артистической общественности самодеятельного запала и самодеятельной же неразборчивости в отношении качества шоу, предлагаемых широкой публике.
Однако интернет хуже бумаги: не просто все стерпит. Он резиновый. И терпит еще не то. "Хтонический мир русского интернета" (цитируя куратора Спонтанной программы фестиваля "Точка доступа" Алексея Платунова) оставался и остается вне поля зрения больших театров. А вот свободные художники присматривались к нему еще до эпидемии. Теперь же, ускорившись благодаря зову времени, они готовы размышлять о его темной природе вслух и художественными средствами.
В пышной, но в целом традиционалистской программе "БДТ digital" прячется серия роликов под скромным названием "Что слышно в БДТ". Ко–основатель театра ТРУ Александр Артемов создает с артистами театра коротенькие, 20–30–секундные видео: то ли безумные анекдоты с "Адме.ру", то ли новые "Случаи" Хармса, пересказанные без малейшего "выражения" на фоне архетипического ковра на стене, — идеально точный образ, очень смешно и довольно страшно.
Спонтанная программа сайт–специфик фестиваля "Точка доступа" построена как конкурс. Он завершился ровно сегодня, 30 апреля. Через программу прошло около 150 проектов разного качества, но ее итоги — не просто раздача слонов (которая состоится в начале мая), а планы на всеобщее театральное будущее. "Во–первых, это повальное использование программы Zoom: кто–то использует ее к месту, при помощи встроенных механизмов голосования и обыгрывая галерею окон. Другие пытаются механически перенести мизансцены на новую платформу, забывая о том, что новое пространство требует нового языка, — говорит Алексей Платунов (на фото). — Еще один тренд — спектакли для одного зрителя. Здесь контакт гораздо теснее, чем в зале, онлайн позволяет зрителю рассказать о себе самом больше, чем на психотерапевтическом сеансе. В одном из проектов программы участники должны вместе выбирать мебель в IKEA для общей квартиры: воздействие получается интенсивней, чем у иных спектаклей на больших сценах. Наконец, некоторые работы могут существовать только в онлайне — это исследования наших цифровых тел".
Основная программа "Точки доступа", в этом году целиком уходящей в онлайн, будет посвящена виртуальной среде как проблеме, которую требуется назвать и осознать. Один из спектаклей программы сочиняет режиссер Семен Александровский вместе с драматургом Асей Волошиной и артистами театра post Аленой Старостиной и Иваном Николаевым: "В новом zoom–спектакле “Брак” нас занимает амбивалентность киберпространства. С одной стороны, это безопасная среда, будто бы стерильная, через нее до нас как биологических существ не может добраться коронавирус. Однако безопасность виртуальности обманчива: она способна на мощное психическое воздействие. Есть и пролонгированные эффекты, когда в результате наших действий в Сети может последовать грубое физическое воздействие на нашу жизнь со стороны судебной системы и всяких посторонних людей".
Тема, положим, не нова. Но теперь благодаря тотальному социальному, экономическому и политическому кризису она выступает на первый план — на уровень искусства. Из этого может выйти большой толк, убеждены свободные (в том числе от госрегулирования и госотчетности) художники. Сто лет назад случился русский авангард. Почему бы истории не повториться?