Выход в Сеть: как петербургские театры осваивают онлайн–пространство

Автор фото: Архив "ДП"
Куратор спонтанной программы фестиваля "Точка доступа" Алексей Платунов
Куратор спонтанной программы фестиваля "Точка доступа" Алексей Платунов

Не по своей воле петербургские театры, от грандов–федералов до городских "рабочих лошадок", уже полтора месяца старательно выходят в интернет. Вирус вирусом, но и учредители не дремлют. Кривая прироста театральных онлайн–событий выглядит не по–математически криво, явно движимая не только внутренними причинами, но и распоряжениями властей. Впрочем, миллионы просмотров у лучших спектаклей со всего мира тоже вдохновляют.

В ход идет все: новые и старые видеозаписи, чтение новой прозы и детских стихов, пение песен (в том числе хором в конференц–программах), актерские стримы со своей кухни, мастер–классы по чему угодно и бесконечные разговоры всех жанров — соло, в чатах и в YouTube. Некоторые театральные критики уже удивляются в своих фейсбуках тому, как много, оказывается, у нашей артистической общественности самодеятельного запала и самодеятельной же неразборчивости в отношении качества шоу, предлагаемых широкой публике.
Однако интернет хуже бумаги: не просто все стерпит. Он резиновый. И терпит еще не то. "Хтонический мир русского интернета" (цитируя куратора Спонтанной программы фестиваля "Точка доступа" Алексея Платунова) оставался и остается вне поля зрения больших театров. А вот свободные художники присматривались к нему еще до эпидемии. Теперь же, ускорившись благодаря зову времени, они готовы размышлять о его темной природе вслух и художественными средствами.
В пышной, но в целом традиционалистской программе "БДТ digital" прячется серия роликов под скромным названием "Что слышно в БДТ". Ко–основатель театра ТРУ Александр Артемов создает с артистами театра коротенькие, 20–30–секундные видео: то ли безумные анекдоты с "Адме.ру", то ли новые "Случаи" Хармса, пересказанные без малейшего "выражения" на фоне архетипического ковра на стене, — идеально точный образ, очень смешно и довольно страшно.
Спонтанная программа сайт–специфик фестиваля "Точка доступа" построена как конкурс. Он завершился ровно сегодня, 30 апреля. Через программу прошло около 150 проектов разного качества, но ее итоги — не просто раздача слонов (которая состоится в начале мая), а планы на всеобщее театральное будущее. "Во–первых, это повальное использование программы Zoom: кто–то использует ее к месту, при помощи встроенных механизмов голосования и обыгрывая галерею окон. Другие пытаются механически перенести мизансцены на новую платформу, забывая о том, что новое пространство требует нового языка, — говорит Алексей Платунов (на фото). — Еще один тренд — спектакли для одного зрителя. Здесь контакт гораздо теснее, чем в зале, онлайн позволяет зрителю рассказать о себе самом больше, чем на психотерапевтическом сеансе. В одном из проектов программы участники должны вместе выбирать мебель в IKEA для общей квартиры: воздействие получается интенсивней, чем у иных спектаклей на больших сценах. Наконец, некоторые работы могут существовать только в онлайне — это исследования наших цифровых тел".
Основная программа "Точки доступа", в этом году целиком уходящей в онлайн, будет посвящена виртуальной среде как проблеме, которую требуется назвать и осознать. Один из спектаклей программы сочиняет режиссер Семен Александровский вместе с драматургом Асей Волошиной и артистами театра post Аленой Старостиной и Иваном Николаевым: "В новом zoom–спектакле “Брак” нас занимает амбивалентность киберпространства. С одной стороны, это безопасная среда, будто бы стерильная, через нее до нас как биологических существ не может добраться коронавирус. Однако безопасность виртуальности обманчива: она способна на мощное психическое воздействие. Есть и пролонгированные эффекты, когда в результате наших действий в Сети может последовать грубое физическое воздействие на нашу жизнь со стороны судебной системы и всяких посторонних людей".
Тема, положим, не нова. Но теперь благодаря тотальному социальному, экономическому и политическому кризису она выступает на первый план — на уровень искусства. Из этого может выйти большой толк, убеждены свободные (в том числе от госрегулирования и госотчетности) художники. Сто лет назад случился русский авангард. Почему бы истории не повториться?
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.