Где молиться иноверцу

В Приморском районе на Заповедной улице петербургские буддисты собираются построить религиозный центр

Новые неправославные храмы в городе появляются достаточно регулярно, хотя, конечно, не так интенсивно, как православные.
Исторически иноверческие церкви появлялись в Петербурге в районах, где компактно жили представители этой религии. Причем сначала возникал такой район, а потом в нем строился храм — и никогда наоборот. Иногда между этими событиями проходили сотни лет.

С быком и коровой

Так, например, вдоль правого берега Мойки в ранние годы Петербурга существовали Немецкая и Греческая слободы, где было несколько католических и протестантских молитвенных домов. В Немецкой слободе селились иностранцы со всей Европы, Немецкой в свое время называлась нынешняя Миллионная ул. Впоследствии для живущих там иноверцев на Невском пр. были возведены католическая церковь Св. Екатерины и лютеранская Петрикирхе.
Во второй половине XIX века в районе нынешних улиц Союза Печатников и Декабристов, тогда называвшихся Торговой и Офицерской, сложился еврейский квартал (прежде пребывание евреев в столице было слишком затруднено из–за черты оседлости). Евреи держали многие лавочки на местных рынках. "Там, на Торговых, попадаются еврейские вывески с быком и коровой, женщины с выбивающимися из–под косынки накладными волосами и семенящие в сюртуках до земли многоопытные и чадолюбивые старики", — писал Осип Мандельштам. В 1883–1893 годах в этих местах, на Лермонтовском пр., 2, на смену нескольким отдельным молельным домам был построен комплекс из Малой и Большой синагог.
Соборная мечеть у "Горьковской", известная как Татарская, была заложена в 1909 году, а достроена уже после войны и революции. Но она появилась на территории, где чуть не с момента основания города жили рабочие–татары (Петроградская сторона запомнила их существующим поныне Татарским переулком).
И только дацан, строительство которого началось одновременно с мечетью, но продолжалось всего 6 лет, появился не в буддийском месте, а на территории, известной своими веселыми ресторанами, — в Новой Деревне. Правда, в Петербурге и не было значительной буддийской общины. Участок на берегу Большой Невки для строительства храма представитель Далай–ламы XIII Агван Доржиев выбрал, как считается, благодаря близости к воде и удаленности от центра города при хорошей транспортной доступности. Еще одно здание общины стояло на Липовой аллее. Сейчас на этом месте жилой комплекс для судей Конституционного суда.

Специфика места

Хотя сейчас все эти районы лишены своего былого национального колорита, храмы все–таки придают им некоторую специфику. Самая знаменитая в этом смысле, конечно, мечеть, у которой дважды в год собираются если не все мусульмане Петербурга, то по крайней мере столько, сколько их могут вместить окружающие улицы. По таким дням на минаретах включают громкоговорители и закрывают вход на ближайшую станцию метро, а соцсети полнятся фотографиями молящихся. Впрочем, в любую пятницу по утрам от "Горьковской" до мечети идет поток прихожан, хоть и не такой мощный. И городские попрошайки, выстраивающиеся вдоль этого пути, знают — сегодня креститься не надо.
На улицах вокруг синагоги и сегодня можно встретить религиозных евреев, одетых не хуже чем в Иерусалиме, хотя и гораздо меньшим числом. Здесь же можно купить кошерной еды и найти кошерные кафе. А в дореволюционном здании бывшего Еврейского ремесленного училища на углу ул. Декабристов и Лермонтовского пр. с 2004 года работает платная классическая еврейская гимназия для девочек (с изучением иврита). У еврейской общины также действуют несколько малых синагог, рассредоточенных по городу. Некоторые из них расположены в торговых центрах — например, в Московском районе это торговый комплекс за гостиницей "Россия".

Новое к старому

Новый буддийский центр в Приморском районе собирается строить религиозное объединение буддистов "Дацан Гунзэчойнэй". Его главное храмовое здание должно быть четырехэтажным, с молельней, помещением для медитаций и "кабинетом настоятеля" площадью почти 100 м2. Участок под строительство выделен в начале 2016 года. На территории помимо собственно храма (дугана) построят административно–гостиничный комплекс, в котором будут работать два хостела, рассчитанные в общей сложности более чем на 100 человек.
Старинный храм на Приморском пр. также расширяется. К его территории присоединен общественный туалет. Его изъяли у "Водоканала", закрыли и приспособили для религиозных целей. Община частично выкупает квартиры в соседнем с дацаном жилом доме, который когда–то строился как общежитие для монахов. Ей же передан в аренду участок у 3–го Елагина моста, где проводятся предновогодний ритуал Дугжууба и Кубок по национальной бурятской борьбе.
В начале XX века в Петербурге было более 20 католических храмов. Сегодня Римско–католическая Архиепархия Божией Матери в Москве завершает реставрацию двух храмов на периферии. Первый — костел Святой Марии на Минеральной ул., 21. Он был построен в 1857–1858 годах на католическом кладбище на Выборгской стороне. На месте кладбища впоследствии построили троллейбусный парк и другие предприятия, костел тоже сильно пострадал, его облик в целом удалось воссоздать к 2017–му. В минувшем году там начал работу концертный зал, в приходе более 200 верующих. Сегодня церковь окружает промзона, но некоторые из заводов уже отданы под застройку.
Еще один католический храм — Святого Сердца Господа Иисуса — находится в Невском районе, на ул. Бабушкина, 57. Приспособленное в советское время под производство здание постепенно восстанавливают. Так, летом 2019–го дошли до воссоздания исторических конструкций кровли.

С согласия жильцов

В Приморском районе, на Парашютной ул., с 2009 года работает вторая в городе мечеть (после Соборной у "Горьковской"). Но двух мечетей не хватает, и для мусульман создают молельные дома.
На сайте духовного управления мусульман Петербурга опубликован специальный порядок, разработанный "в целях искоренения бессистемного открытия молельных комнат в жилых домах". Он требует протокол согласия жильцов и согласования горжилинспекции, МЧС и Роспотребнадзора.
В частности, в 2016 году крупный молельный дом был открыт неподалеку от Сенного рынка, во дворах на Московском пр., 10–12, лит. Г. Это старинное двухэтажное здание прежде использовалось как склад. Вместимость молельного дома — до 1 тыс. человек. "Хорошее место, есть где помолиться и сделать омовение", — пишут о нем прихожане.