На фоне пандемии резко растет спрос на компьютерные и мобильные игры. В марте покупки в некоторых игровых магазинах выросли на 200%.
"Многочисленные фермы и игры “три в ряд” — это антикризисный набор любого геймера", — говорит руководитель департамента мобильной разработки компании Artezio (входит в группу "ЛАНИТ") Игорь Есипович. Игры — одно из самых дешевых развлечений, они доступны даже при падении доходов и позволяют убить скуку в самоизоляции. Время, проведенное в играх на смартфонах, увеличилось в разы, при этом вкусы россиян значительно не скорректировались. Спрос по–прежнему высок на "казуальные" игры.
Но покупают не только их. Руководитель направления "Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации" ИТ–кластера фонда "Сколково" Алексей Каленчук говорит о росте рынка во всех сегментах, наибольшую популярность набирают проекты для ПК, а на площадках по продаже (например, Steam) сейчас наблюдается пиковая загрузка. В новых форматах рост интереса есть и к VR–играм, даже притом что на руках у российских геймеров сейчас достаточно мало устройств для виртуальной реальности.
"Инвестировать в игровую индустрию достаточно выгодно, несмотря на то что она венчурная. В кризис расходы на развлечения растут, а игры — самый доступный способ отключиться от проблем в реальном мире. Уверен, что на рынке игр в этом году мы увидим рост инвестиций и числа сделок", — говорит сооснователь киберспортивной платформы COLIZEUM Алексей Локонцев.
Киберспорт тоже чувствует себя неплохо. По оценкам COLIZEUM, в 2020–м аудитория российского сегмента рынка составит около 10–12 млн человек, а темпы роста будут не менее 10–12%. Чемпионаты по компьютерному спорту можно проводить и в онлайне, что открывает новые возможности в условиях самоизоляции. "Однако компаниям придется приложить серьезные усилия, чтобы приблизить в ближайшие месяцы выручку онлайн–турниров к привычным значениям", — уточняет Локонцев.
Растет спрос и на геймерские товары. О нем сообщили в "Яндекс.Маркете". Всплеск интереса пришелся на начало апреля. 2 апреля спрос на игровые приставки увеличился более чем на 60% по сравнению с 19 марта. На 35% вырос интерес и к джойстикам, геймпадам и рулям. Также аномальный спрос зафиксировали на уцененные предложения игровых приставок — спрос к 23 марта (по сравнению с началом месяца) вырос почти в 4 раза, рассказали там. Эксперты отмечают, что популярность такое оборудование набирает в силу ценовой доступности, к более дорогому "железу" клиенты сейчас равнодушны.
Главный риск, о котором говорят сейчас на рынке гейм–девелопмента, — краткосрочность тренда. Как только спровоцированный локдауном кризис вызовет падение доходов, индустрия развлечений будет вынуждена сжиматься, считает Игорь Есипович. Кроме того, ситуация с пандемией уже сказывается на процессе производства и раскрутки новых игр. Часть ожидаемых весной премьер перенесены на более поздний срок, из–за чего компании могут недосчитаться крупных сумм, отмечает CEO и основатель WN Media Group Павел Ряйкконен.
Отметим, что в Петербурге в последнее время сформировался своего рода кластер в сфере гейм–девелопмента. Здесь сконцентрированы крупные центры подготовки кадров, а также работает целый ряд компаний — разработчиков игр. Среди них — фирмы "Тактика", Modumlab, Magfactory, Playgendary. Также офис в Петербурге держат крупные международные компании — Saber Interactive, Funcorp, Wargaming. Судя по данным рекрутинговых порталов, в кризис компании этого сегмента продолжают набор персонала в Санкт–Петербурге.
"С моей точки зрения, Россия становится достаточно сильным игроком на рынке мобильной разработки. На этапе бурного развития PC–игр, консольных игр, браузерных и социальных, наша страна переживала экономические кризисы сначала в 1990–х, потом в 2000–х, когда было не до разработки. Сейчас, когда в тренде мобильные игры, мы довольно успешно конкурируем с гигантами мирового уровня", — считает Алексей Локонцев.