Культурный выход. Музеи и театры Петербурга не спешат монетизировать онлайн-работу на карантине

Автор фото: Сергей Коньков

Петербургские учреждения культуры ушли на карантин с модным словом "онлайн" на устах. Но о монетизации вынужденной формы взаимодействия с аудиторией речи пока не идет.

Чтобы не терять связь с публикой, петербургская культура вынуждена взаимодействовать с ней дистанционно. Однако не у всех "дорога в онлайн" получается гладкой.
Государственные культурные учреждения были вынуждены реагировать на указания федерального Минкульта и городского комитета по культуре. Некоторые частные музеи закрылись на вход даже раньше, чем появились запретительные документы.

Принудительная модернизация

Музеи и театры лишаются доходов от продажи билетов, сувениров, организации экскурсий. "Деятельность приглашенных музыкантов и артистов тоже под угрозой: рассчитывать на гонорары или сборы с концертов и спектаклей в случаях арендных или совместных мероприятий теперь не приходится", — пояснили в Музее театрального и музыкального искусства.
"Никак не сможем компенсировать финансовые потери от закрытия. Но исходим из того, что сможем сохранить всю запланированную до конца года выставочную программу", — прокомментировали в ЦВЗ "Манеж".
Вместо того чтобы "уходить в себя" (до нерабочей недели учреждения культуры продолжали "текущую деятельность, не связанную с приемом и обслуживанием посетителей"), они пошли в интернет. Легче адаптировались те, у кого и так были развиты онлайн–форматы. "Мы, конечно же, работали так и раньше: у нас современная аудитория, которой интересно не только физическое посещение выставок", — отметили в Манеже. "На сайте можно совершить онлайн–экскурсию. Готовим подборку ранее не публиковавшихся материалов с комментариями научных сотрудников. Например, по теме отношения народов Евразии к гигиене", — пояснили в Российском этнографическом музее.
Многим трудно технически и, соответственно, финансово. "Планируем начать осваивать онлайн–форматы, но это нельзя сделать мгновенно", — посетовали в Государственном музее городской скульптуры.
К онлайн–трансляциям подготовились театры — как к показам премьер "в живом режиме", так и к демонстрации архивных спектаклей. По информации комитета по культуре, за прошлые выходные около 2 млн человек воспользовались возможностью сходить в театр виртуально. Но планы работы в прямом эфире откорректировала наступившая нерабочая неделя. Также продемонстрировало активность Российское авторское общество. Его официальный представитель — компания "Театральный агент" — разослал в адрес театров письма о необходимости соблюдения авторских прав. В Александринском театре пояснили, что вопрос с правами всегда решается заблаговременно: "От авторов получаем все необходимые разрешения, что подразумевает в том числе и возможность трансляции спектаклей через интернет. Другое дело, что в текущей ситуации мы были вынуждены пересмотреть ранее объявленный план онлайн–трансляций, отменив прямые по 5 апреля". "Сейчас театр опечатан, но архивные спектакли можно посмотреть", — пояснили в Театре комедии имени Н. П. Акимова. Впрочем, уже в начале недели появилась информация о временном моратории на авторские выплаты при показе спектаклей на интернет–ресурсах.

Все ради искусства

Пока не совсем понятно, как монетизировать онлайн–работу. Пользователи привыкли к бесплатному контенту в интернете. "Как бюджетное учреждение культуры мы не можем говорить о прямых потерях, но прибыль сократится. Наша главная задача — делать доступным для людей фотографическое искусство, мы в сложившихся условиях намерены реализовывать это в онлайн–пространстве", — сообщила специалист по продвижению музейных услуг "Росфото" Ольга Новожилова. Солидарны с коллегами и в Музее Анны Ахматовой: "Возможно, мы могли бы вернуть часть средств, сделав платную подписку на какой–то контент. Но в это тяжелое время все материалы будут распространяться бесплатно".
Впрочем, дело не только в технической или этической стороне вопроса. Для поддержания интереса аудитории в короткий промежуток времени простой трансляции спектакля или выставки в интернете, возможно, хватит. Вопрос в том, каким должен быть контент, чтобы зацепить интернет–аудиторию в "мирное время". Многие петербургские музейщики это понимают. "Не каждый проект годится для интернет–сферы. Детские интерактивные игры и спектакли, сложносочиненные концерты и им подобные форматы придется перепридумывать. Этим и займутся все сотрудники музеев в ближайшие дни и недели", — предполагает характер занятости пресс–атташе Музея театрального и музыкального искусства Ольга Комок.
У нас есть опыт онлайн–трансляций лекций, концертов, выставок. Будем расширять ассортимент. Размышляем об онлайн–экскурсиях. Но для этого нужно дополнительное оборудование, а значит, и финансирование. Увы! Как будем компенсировать убытки, пока сказать сложно. Все будет зависеть от того, как долго продлится карантин, как наши посетители финансово переживут сложное время. Начиная с июня обычно приезжают внутренние туристы. Они — основа аудитории, наполняющей музей вплоть до сентября. Если люди смогут летом путешествовать, значит, и в музей придут, и у нас появится шанс компенсировать потери. План по посещаемости, думаю, выполним. В любом случае мы полны оптимизма!
Мария Баданина
Начальник Отдела Приема Посетителей Государственного Мемориального Музея А. В. Суворова
Надо учитывать фактор перенасыщенности. В интернете столько всего — и сейчас, судя по всему, будет еще больше! Так что, с одной стороны, надо удерживать аудиторию. С другой — хочется уйти не только на обычный, но и на интернет–карантин. Чтобы и люди, и музеи перестали производить тонны контента, который только засоряет пространство. У нас есть музейный YouTube–канал. Но там видео в формате лекций, дискуссий, интервью с художниками. Это нельзя назвать полноценным онлайн–продуктом. Во–первых, часто там плохой звук, свет, съемка просто из лекционного зала. Во–вторых, как кажется, под онлайн надо создавать вообще отдельный самостоятельный контент.
Татьяна Пинчук
Директор Петербургского Музея Стрит–Арта
20 марта, например, должна была открыться выставка детских работ. Открытия, конечно, никакого не было, но мы ее смонтировали и провели несколько онлайн–трансляций во "ВКонтакте", чтобы представить лучшие работы. Видео набрало несколько тысяч просмотров. Учитывая, что выставка детская, это очень хороший результат. Конечно, столько людей не смогло бы вместиться в зале, который рассчитан на 120 человек. Также музей осваивает новые для себя платформы: "Яндекс.Музыка", где мы размещаем наши подкасты. Пока там загружено пять аудиоисторий. Для подкастов они довольно длинные. Продолжаем записывать новые истории, осваиваем и "Яндекс.Дзен".
Екатерина Волкова
Заведующая Отделом По Связям С Общественностью Государственного Музея Истории Религии