Это фильм о Франце Егерштеттере (1907–1943), жителе общины Санкт–Радегунд в Верхней Австрии: во время войны он отказался служить в нацистской армии, за что был казнен. Большая часть фильма проходит, можно сказать, в тишине — на фоне величественных альпийских гор, лугов, полей. Неба. Потрясающая природа здесь играет важную роль, критики пытаются ее расшифровать. Вспоминают, например, так называемые горные фильмы 1930–х, популярные при нацистском режиме. Вообще природа — одно из самых важных понятий для него. Тоталитарная власть как бы все время внушает человеку: против естества не попрешь. Человек — часть окружающего мира, он не может прыгнуть выше головы, ему не вырваться за пределы своей биологической программы. Гомо сапиенс как таковой не меняется, всеми руководят инстинкты в конечном итоге, а не разум. Поэтому нет смысла спорить с естественным порядком вещей — нужно слушаться инстинктов. А тот, кто с этим не согласен, — тот враг природы (ну и государства заодно).
…Горная деревня, в которой живет герой, — идеальная модель для воплощения любых тоталитарных концепций. В местной общине никто не испорчен цивилизацией. Здесь нет городских соблазнов: каждый день — скучная, однообразная работа по дому, тяжелый физический труд на свежем воздухе, отдых по выходным. Здесь все ведут себя как надо. Ненавидят как требуется. Деревня является образцовой площадкой для реализации самых кровожадных идей.
Ну разве что кроме Егерштеттера (Аугуст Диль). Что–то с ним не так. Он единственный в деревне, кто голосует против аншлюса Австрии. Он не хочет иметь дела с новой властью. Отказывается жертвовать денежные средства для нацистской партии.
Он не поддался ни обаянию пропаганды, ни давлению общины. На всех подействовало, а на него нет. Мало того. Ближе к концу фильма, когда Егерштеттер подолгу смотрит в небо, мы понимаем, что эта самая "природа" вовсе не диктует ему смирение и подчинение, а напротив, побуждает к духовному сопротивлению и самостоянию. При этом Егерштеттер не был ни коммунистом, ни сторонником Сопротивления: когда его призвали в армию, он отказался брать в руки оружие именно по религиозным соображениям.
С точки зрения режима он аномалия, ошибка природы. Почему же, однако, он представляется власти таким опасным? Просто единственный "сбой программы" доказывает, что тоталитарные идеи, несмотря на их массовость, все же не универсальны. И, как ни странно, весь огромный аппарат принуждения ничего не может поделать с одним–единственным человеком. Но главное — его пример опровергает все тоталитарные постулаты: доказывает, что не все люди ведут себя одинаково, не все повинуются низменным страстям. И что человек все же в итоге нечто большее, чем простая сумма инстинктов. И способен стать выше себя. Вот почему он — с точки зрения власти — так опасен.
В 2007 году Франц Егерштеттер был причислен к лику блаженных Папой Римским Бенедиктом XVI. Считается в католической церкви покровителем мужей.
Андрей Архангельский, журналист