Два моста за два месяца

Семьдесят семь лет назад, в марте 1943 года, прошел первый поезд по высоководному мосту через Неву. Переправа длиной 852 метра была возведена за 45 суток с непревзойдённым темпом работ, который смогли обеспечить советские железнодорожники, в том числе сотрудники "Ленпромтранспроекта".
18 января 1943 года Советская Армия прорвала блокаду Ленинграда. В полосе прорыва железнодорожники в короткий срок (за 17 дней) построили железную линию Поляны — Шлиссельбург, благодаря которой Ленинград получил прямое железнодорожное сообщение с Большой Землей. Этот железнодорожный путь получил название — "Дорога Победы". Для ускорения работ по переходу Невы было решено устроить временный краткосрочный низководный мост.
"Этот мост длиной в 1300 метров был построен за 10 суток с непревзойденным темпом работ в 130 метров в сутки. 7 февраля 1943 года к Финляндскому вокзалу Ленинграда по новой линии прибыл первый поезд. Скорость движения поездов по мосту была ограничена 10 км/ч, но во время обстрелов противником машинисты не придерживались этого ограничения и допускали скорость до 20-20 км/ч", - вспоминал ветеран "Ленпромтранспроекта" Люлько Б.В.
По окончании строительства низководного моста сразу же началось строительство высоководного моста, который располагался ниже по течению, на расстоянии порядка 500 м. Вокруг были возведены ледозащитные сооружения, продуманы контрбатарейная и противовоздушная защиты, задымление переправы, что затрудняло ориентировку вражеских наводчиков при авианалетах и артобстрелах. При этом, старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер.
Следует отметить, что на этом мосту был испытан и использован при установке на опоры металлических пролетных строений первый в Советском Союзе консольный кран грузоподъемностью 60 тонн, изготовленный в период блокады с учетом предстоящих наступательных действий Советской Армии.
Оба моста эксплуатировались до снятия блокады Ленинграда, до восстановления железнодорожных линий, связывающих Ленинградский узел с сетью МПС.
Благодаря новым переправам город стал регулярно снабжаться продовольствием и вооружением, была эвакуирована часть населения. После начала работы на "Дорогу Победы" приходилось 75% грузов, доставляемых в Ленинград, она стала настоящим символом несгибаемой стойкости и мужества ленинградцев.