Лекарство от лекарства от вируса. О запуске "печатных станков"

Автор фото: Сергей Коньков

 

Вчерашний взлет котировок на биржах стал следствием беспрецедентного ускорения "печатных станков", устроенного центробанками ведущих стран. ФРС США накануне объявила о фактически безлимитной накачке финансовых рынков ликвидностью. На прошлой неделе о скупке активов на 750 млрд евро объявил Европейский центробанк. Подобные меры принимают и другие регуляторы. Правительства тоже не отстают: они обещают фискальные послабления и прямые денежные субсидии гражданам и бизнесу в сумме на триллионы долларов.
Большинство экономистов приветствуют эти меры: никому не хочется увидеть погружение мировой экономики в рецессию на годы. А так, со стимулами, возможно, спад ограничится двумя–тремя кварталами, надеются они. Мало кто сейчас задумывается о последствиях.
Открытые на полную краны с ликвидностью будет непросто закрутить потом. Любое ужесточение монетарной политики вызовет новую волну паники на биржах и спад экономической активности. Всей этой вакханалии могло и не случиться сейчас, если бы власти развитых стран не ввели беспрецедентные ограничения на передвижение людей. Цель была вроде благородная: спасти тысячи жизней от коронавируса. Но меры выбраны не самые разумные.
Как подсчитала британская The Guardian, в изоляции из–за распространения COVID–19 находится уже 20 % жителей планеты, или 1,7 млрд человек. Экономический эффект от этого будет катастрофический. Аналитики соревнуются в пессимистичности прогнозов.
Эксперты Goldman Sachs предрекают снижение ВВП США во II квартале 2020 года на 24 % и рост безработицы с 3,5 до 9 %. В Morgan Stanley целят ниже: там ждут квартального спада на 30 %. Потери наверняка будут не только экономическими. Из миллионов новоиспеченных безработных и лишившихся бизнеса людей какой–то процент впадет в депрессию и покончит с собой. Тысячи погибнут от всплеска преступности. Тысячи умрут, не сумев выехать на лечение в другую страну. Еще тысячи — от того, что им не достанется мест в больнице или внимания врачей: те будут заняты пациентами с коронавирусом, подавляющее большинство которых в любом случает выздоровеет.
Если кто–то в будущем возьмется посчитать эти потери, то вывод, скорее всего, будет неутешителен: массовая изоляция как лекарство от вируса окажется страшнее самого вируса.