Но тут же легализовали через суд, как обычно легализуют незаконные церкви.
Два корпуса на 1,8 тыс. заключенных каждый имеют общую площадь более 76 тыс. м2. Первое разрешение на их строительство было выдано в 2007 году, затем в проект вносились изменения и выдавались новые разрешения, последнее из которых — 6 декабря 2017 года. "За разрешением на ввод застройщик не обращался", — сообщили "ДП" в Госстройнадзоре, добавив, что надзор за строительством ведет Ростехнадзор.
Несмотря на это, 15 декабря 2017 года корпуса были приняты УФСИН на основании актов от подрядчика. Тогда же было объявлено о переводе в тюрьму первых заключенных. Но получить от Ростехнадзора заключение о соответствии, необходимое для официального ввода объектов в эксплуатацию, правоохранителям не удавалось. "В качестве основных замечаний было отсутствие или наличие не в полном объеме исполнительной документации, кроме того, были выявлены отклонения от проектных решений", — говорится в судебных материалах.
В декабре 2018 года в компании–подрядчике АО "Генеральная строительная корпорация" (ГСК) распространили заявление, что годом ранее региональное УФСИН перевело подследственных и сотрудников в СИЗО, "который не введен в эксплуатацию". Это "привело к тому, что несколько тысяч человек находятся в зданиях и сооружениях, которые не соответствуют санитарным нормативам и в которых отсутствует система охранно–пожарной сигнализации".
Одновременно строительство СИЗО фигурировало в уголовных делах о взятке и убийстве.
УФСИН с тех пор провело комплексное обследование обоих зданий. Оно заручилось заключением экспертов ООО ПЭК "Гарант", по которому безопасная эксплуатация объектов обеспечена, а выявленные отклонения от проектных решений не ухудшают эксплуатационные характеристики.
С этим документом в феврале нынешнего года Территориальное управление Росимущества (участок с СИЗО принадлежит РФ) подало в арбитраж иск с требованием признания права собственности и права оперативного управления регионального УФСИН на оба корпуса "Крестов". Ведомство ссылалось на статью Градкодекса, которая позволяет владельцу земли оформить в собственность самовольную постройку, если она соответствует градостроительным регламентам и не угрожает жизни людей. Обычно по такой схеме власти легализуют церковный самострой.
На днях Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск частично. Он признал право собственности РФ на корпуса. При этом суд отклонил требование о передаче их в оперативное управление УФСИН. "Истец при признании права собственности Российской Федерации на объект не лишен возможности во внесудебном порядке зарегистрировать право оперативного управления на данный объект. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как признание права оперативного управления на самовольную постройку", — заключил суд.