И разные шведы

Каждый агрегатор вакансий говорит о своем лидере по зарплатам, совпадений при этом — единицы

Никакой пролонгированной точности, зато какая захватывающая подвижность: топ самых высокооплачиваемых профессий — тот еще аттракцион.
По информации Superjob, в десятку самых щедро вознаграждаемых в феврале 2020–го вошли сразу три вакансии из сферы медицины. В Петербурге опытный врач–рентгенолог МРТ и стоматолог–ортопед могут рассчитывать на оклад до 200 тыс. рублей, а врач–оториноларинголог — до 150 тыс. Айтишных должностей в списке оказалось всего две: программисту MS SQL и ведущему программисту "1С" сулили до 150 тыс. в месяц.
И все же лидеры по зарплате — управленцы разных мастей с заработком 150–250 тыс. На первой строке списка — должность коммерческого директора "крупного текстильного производства", которому будут стабильно выплачивать до 300 тыс. рублей, при этом ожидая от него опыта работы в компании с оборотом 1 млрд рублей.
Совсем иная информация у сайта "Работа.ру": здесь безбедную жизнь (300 тыс. в месяц) обещают брокеру по коммерческой недвижимости со свободным графиком. Понятно, что доход специалистов часто считается по формуле "фиксированный оклад + процент от сделок". Напрямую от ежемесячных итогов работы зависят и зарплаты менеджеров по продажам товаров и услуг. Например, по данным "Работа.ру", автотранспортная компания готова предложить такому работнику до 250 тыс. рублей, а логистическая — до 200 тыс. Порой высоко ценят в Петербурге и представителей рабочих профессий: например, замерщику мебели готовы платить до 150 тыс. рублей, а кузовщику–маляру — не меньше 110 тыс. рублей.
А вот на HeadHunter ситуация вовсе особенная: в этом году зарплаты от 250 тыс. рублей достанутся тем, кто готов откликнуться на вакансии с англоязычными должностями. Среди прочих — Computer Vision Engineer и Solution Architect (обе — из мира IT).

Программа или судно

Маяковский отрицал, что писал "лесенкой" ради более весомых гонораров (но злые языки все знали лучше всех!). Сегодня новая "лесенка" — программистского кода — даже не пытается казаться бескорыстной и действительно приносит своим создателям зарплаты, сравнимые с западными, и определенно выводит IT–профессии в топ самых высокооплачиваемых в России. "Сейчас айтишники ведут себя амбициозно. Их приходится уговаривать на собеседование. Однажды пришел специалист и потребовал себе футбольную команду, бесплатную парковку и фитнес. В одной немецкой компании ему сказали: будет половина. Он хмыкнул и ушел", — делится опытом директор кадрового агентства "Арес" Сергей Лопаткин.
В целом же, по самым свежим данным совместной аналитики "Яндекса" и службы HeadHunter, в Петербурге на тысячу объявлений о работе 60 приходятся на IT–сферу. Специалисту, в общей сложности проработавшему меньше года, в среднем готовы платить 46 тыс. рублей. Программисту с опытом 1–3 года — 80 тыс. рублей, 4–6 лет — 121 тыс. рублей, больше 6 лет — 144 тыс. рублей. По информации агентства по подбору IT–специалистов GetIT, самая достойная зарплата в Петербурге — у экспертов по Data Science уровня Senior: от 195 тыс.до 240 тыс. рублей.
Еще одна особенная сфера, от которой по инерции ожидают больших гонораров, — работа вахтовым методом. Доплата за долгие командировки, сложные физические и технические задачи, узкопрофильность и порой опасность — казалось бы, вот он, еще один вполне очевидный и даже предсказуемый фаворит списка высоких зарплат. На деле, по словам представителей агрегаторов вакансий, работа вахтовика — это уже совсем не та история, что была до 2014 года.
Так, например, на сайте SuperJob всего пара "вахтовых" вакансий, где обещанный гонорар превышает 150 тыс. рублей. При этом речь не о рядовых сотрудниках, а о руководителе строительного проекта и заместителе директора управления по транспорту.
И все же на красивую жизнь можно заработать и вахтовым методом: главное — отучиться в местном вузе (предпочтительно в стенах Санкт–Петербургского морского технического университета) и попасть на работу к соседям–скандинавам (норвежцам, шведам или датчанам). "Я пришел в шведскую компанию сразу после окончания вуза. Сейчас обосновался в должности судового электрика: несколько месяцев (от трех до полугода) в отъезде, остальное время — в Петербурге. В рабочие месяцы зарабатываю до 500 тыс. рублей — конечно, местные столько в жизни не заплатят. На корабле интернациональная команда, все со всеми говорят на английском, хотя по 6 месяцев видеть одни и те же лица не всегда легко", — рассказывает петербуржец Александр, который работает в компании уже почти 10 лет, и добавляет, что во многом "поймать" такую вакансию — дело случая и везения.
Так что же делать тем, кто ни под одну из перечисленных категорий пока не подпадает? Современный тренд на обучение длиной в жизнь — вполне социально приемлемая история.
Даже после гуманитарной или естественно–научной карьеры переучиться на программиста или судового электрика — процесс непростой, пугающий, но реальный.