Последние несколько лет информационный фон полон темами импортозамещения и цифровой трансформации. Сделаны первые шаги на уровне законодательных и правительственных инициатив, однако переход к конкретным действиям иногда растягивается на годы. "ДП" изучил положение дел в промышленном секторе Санкт-Петербурга и выбрал реальный пример перехода от слов к делу. Корпоративная система одного из крупнейших предприятий в Северо-Западном регионе ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" — лучший проект в сфере импортозамещения по версии "Делового Петербурга".
В ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", следуя курсу импортозамещения, объявленного российскими властями еще в 2014 году, успешно используют отечественные технологии. На дочернем предприятии ПАО "Газпром" внедрена автоматизированная система мониторинга объектов газотранспортной системы (АСМО ГТС). Она охватывает все сферы производственно-технической и финансово-хозяйственной деятельности Общества.
Опираясь на разработку компании АО "Информатика", предприятие смогло оптимизировать бизнес-процессы, повысить эффективность труда, консолидировать данные для отчетности и бизнес-аналитики. Кроме того, удалось сэкономить десятки миллионов рублей.
“
Важность автоматизации крупных производств сложно переоценить. От того, насколько полно бизнес-процессы находят отражение в реализации информационных систем, во многом зависит насколько эффективна будет работа всего предприятия. Можно с уверенностью сказать, что ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" находится на передовых позициях.
Георгий Фокин
Генеральный директор ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
По итогам 2019 года в "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" завершили сразу два крупных проекта миграции. В АСМО ГТС были реализованы самые современные методики системы электронного документооборота, а также внедрена полностью интегрированная во все остальные бизнес-процессы система управления персоналом. Выполненные работы позволяют сказать, что теперь АСМО ГТС — комплексная система управления предприятием, обеспечивающая автоматизацию всех аспектов ведения бизнеса Общества. "ДП" узнал подробности проделанной работы и признал достижения предприятия проектом года в сфере импортозамещения.
Поиски альтернативы
"Газпром трансгаз Санкт-Петербург" транспортирует газ потребителям девяти субъектов РФ и выполняет обязательства по поставкам углеводородов в страны Западной Европы. Газотранспортное предприятие — это не только магистральные газопроводы, но и сложнейшая организационная и инфраструктурная система. В выполнении главной задачи — эффективном и бесперебойном обеспечении потребителей природным газом — задействованы множество подразделений и специалистов разных направлений, на постоянной основе выполняется комплекс мероприятий. Это планово-предупредительные работы, капитальный ремонт, охрана труда, обеспечение промышленной безопасности, охрана окружающей среды и многое другое.
Учитывая объемы работ по каждому направлению, предприятие нуждается в такой автоматизации, которая позволит создать единое информационное поле для инженерно-технического персонала и руководства, обеспечит обмен информацией как по горизонтали, так и по вертикали. В "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" отмечают, что инициатива внедрения АСМО ГТС шла снизу, от производственников, занимавшихся непосредственным обслуживанием и эксплуатацией оборудования.
На фото: ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
"Внедрение АСМО ГТС началось еще в 2004 году в рамках решения задач производственных подразделений. Для нас они как любимые дети, удовлетворение их потребностей в информационной системе было нужным и важным делом, а также очень интересным и перспективным проектом для ИТ-специалистов. Ничего лучше АСМО ГТС на тот момент рынок предложить не мог. Хотя в то время платформа не была настолько совершенной, какой стала сейчас. У нас уже был опыт внедрения и эксплуатации альтернативных программных продуктов, в том числе работали с продуктами линейки SAP для внедрения экономического и финансового блока, а также бухгалтерского учета. Поработали и поняли, что наши бизнес-процессы совершенно не предназначены для SAP. Позже стало понятно почему. В Германии мне удалось поговорить с авторами системы, и они раскрыли секрет, что для разработки той или иной версии SAP собирают руководителей и ключевых сотрудников соответствующих компаний. По нефтегазовой сфере привлекали представителей всех известных транснациональных корпораций. Однако среди них почему-то ни "Газпрома", ни "Роснефти", ни других российских предприятий не было. Помимо того, что в принципе российские компании не привлекались, оказалось, что там, где одни и те же технологии подходят, например, ретейлу или банковскому сектору, эффективность аналогичных программных продуктов в нефтегазовой отрасли не столь высока", — вспоминает заместитель генерального директора по автоматизации ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" Дмитрий Москович.
При развитии цифровой платформы в "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" ИТ-специалисты отталкивались прежде всего от потребностей непосредственных пользователей для решения задач в условиях постоянно изменяющихся требований законодательства и локальных нормативных актов. В этом АСМО ГТС оказалась подходящим вариантом, потому что все зарубежные разработки в основном ориентированы на руководителей и не обеспечивают необходимую гибкость и оперативность изменений. При этом после реализации в системе необходимого базиса адекватная информационная поддержка лиц, принимающих решения, стала вопросом техники.
Первым этапом внедрения АСМО ГТС в "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" стала паспортизация объектов газотранспортной системы. Создание базы данных, содержащей информацию обо всем спектре эксплуатируемого оборудования и его технических характеристиках, проводилось с целью автоматизации бизнес-процесса планирования и проведения диагностик и ремонтов.
Всего подсистемой паспортизации было охвачено более 170 тыс. объектов трубопроводной газотранспортной системы и вспомогательного оборудования, в том числе энергооборудование, объекты связи и метрологического контроля, автотранспорт, вычислительная и медицинская техника.
“
На мой взгляд, именно от качества первичной информации и ее полноты зависит, насколько объективным и эффективным будет принятое решение. Если вы не видите всю картину, то какой-бы совершенной ни была система верхнего уровня, она не будет работать адекватно. Как только вы оцифровали объем первичной информации, с ней можно делать все, что угодно, на любом уровне, составлять отчеты любого вида и сложности.
Дмитрий Москович
Заместитель генерального директора по автоматизации ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
"Самое удачное решение"
Разработчики указывают, что АСМО ГТС является кросс-платформенной и СУБД-независимой системой. Это означает, что все компоненты системы могут функционировать практически на любых операционных системах и аппаратном обеспечении, а в качестве базы данных возможно использование в том числе и "открытых" СУБД. Система включена в единый реестр российских программ ЭВМ. Среди ее главных преимуществ — относительная легкость интеграции в существующую на предприятии ИТ-инфраструктуру, возможность подключения к базам данных любого объема, способность наращивать функциональные возможности без нарушения корректной работы, простота взаимодействия с внешними информационными системами, включая специфические отраслевые и государственные уровни.
Еще до того, как правительство страны взяло курс на импортозамещение, в "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" начали искать пути сокращения расходов на зарубежное ПО. Покупка лицензий, сопровождение, включая необходимость постоянных обновлений, требовали серьезных затрат, особенно возросших в результате ослабления курса рубля в 2014 году.
"Мы понимали, что стоимость владения и сопровождения иностранного ПО непозволительно высока. Начали прикидывать, какие есть варианты по снижению расходов. Платформа АСМО ГТС в этом плане была самым удачным решением для отказа от зарубежного ПО, прежде всего американских Microsoft и Oracle. Конечно, эта работа потребовала от нас повышения квалификации ИТ-специалистов и развития внутренней базы знаний. Но мы с этим успешно справились. Опыт и понимание вопроса у работников ИТ-службы теперь колоссальный. И речь не только об информационных технологиях, но и об осведомленности в предметной области, для которой выполняется автоматизация. Все это позволяет нам продвигаться вперед без существенных трат на услуги интеграторов", — говорит Дмитрий Москович.
Уже в 2014–2015 годах в компании начали переходить на альтернативное программное обеспечение. В это же время была выполнена миграция блоков бухгалтерского и финансового учета в АСМО ГТС. К 2017 году система полностью переведена на свободные операционные системы и СУБД.
"В части перевода бизнес-приложений финансово-экономического блока работа была непростой. Без личного участия специалистов по экономике и финансам, бухгалтерии и генерального директора ничего бы не получилось. Важно понимать, что мы категорические противники варианта, когда при переходе на новые платформы работники вводят данные в две системы — замещаемую и новую — одновременно. Это, на наш взгляд, совершенно неправильно. Поэтому подготовка к переходу была трудоемкая. Необходимо было перегрузить данные из финансовой системы, скопившиеся более чем за 10 лет, в новую систему. В течение 3 месяцев был марафон, на протяжении которого мы тщательно проверяли, чтобы все данные легли правильно. Потом на 3 дня ограничили доступ к информационным ресурсам. Работы провели во время праздников. Люди уже после выходных вышли и спокойно начали работать в новой системе", — рассказал о самых трудных этапах Дмитрий Москович.