dp.ru Все статьи автора
25 февраля 2020, 14:02 24775

Цифровая стройка. Как IT-технологии приходят в девелопмент

Фото: коллаж: Алена Марченко, фото: Setl Group

В строительную отрасль медленно, но уверенно внедряется цифровизация. Несмотря на отставание от других сфер, девелоперские компании все чаще начинают использовать различные IT-продукты для контроля проводимых работ. Кто-то покупает готовые решения, кто-то разрабатывает свои собственные. «ДП» выяснил, как это влияет на ход работ и их качество, а также что дает потребителям.

На 2024 год российские власти наметили переход на «цифровое строительство». В это понятие вкладывается объединение всех IT-систем, используемых в отрасли, и автоматизация процедур на всем строительном цикле объекта. По подсчетам Минстроя, это позволит сократить время работ примерно на 30%. Впрочем, информационные технологии в этой сфере применяются уже сегодня. Это, например, системы управления проектами Advanta и Primavera, которые позволяют контролировать работы и отслеживать использование ресурсов, материалов и оборудования в ходе осуществления проекта.

Догнать машиностроение

«Практика применения комплексных информационных систем в строительную отрасль приходит катастрофически медленно. Отставание от тяжелого машиностроения или судостроения составляет полтора, а то и два десятилетия. В тяжелой промышленности, например, системы управления предприятиями в разных регионах России внедряются и успешно эксплуатируются уже с конца 1990-х — начала 2000-х годов. Иными словами, для строительного сектора это более чем своевременная задача. Наиболее сложная часть работы — внедрение таких систем на конкретное производство», — рассказал «ДП» генеральный директор Simmetria Architectural Bureau Александр Стругач.

По словам нашего собеседника, в международной и российской практике этим, как правило, занимаются специализированные корпорации, которые профессионально разрабатывают и совершенствуют базовую систему, внедряют ее, а также, что особенно важно, предоставляют своих консультантов заказчику для поэтапного запуска, отладки, настройки и корректировки системы под производственный цикл.

«Очень быстро перейти на такой формат работы не получится, зато в дальнейшем процесс будет существенно оптимизирован. Далее можно совершенствовать систему, добиваясь необходимого уровня оптимизации и эффективности, — объясняет Александр Стругач. — Особенно удачно, на мой взгляд, подобные решения подойдут для сектора массового жилого строительства, где применяются более или менее типизированные технологии. Есть еще очень сложная и крайне трудно решаемая задача, и это специфика именно строительного производства, — работа с множеством разнообразных субподрядчиков».

В Швеции и Финляндии такие системы управления и контроля увязывают с единым стандартизированным BIM-решением — цифровым представлением физических и функциональных характеристик объекта. Это общий ресурс знаний для получения информации об объекте. То есть это переход к полноценной «бимификации» проектно-строительного процесса — начиная с детального параметрического проектирования в 3D и создания симуляционных инфомоделей и заканчивая менеджментом устойчивости решений, энергетической эффективности, жизненного цикла, строительного производства и контроля, а также эксплуатации объекта.

«Подобный принцип увязки менеджмента проектно-производственного процесса и системы контроля качества с BIM представляется мне сегодня наиболее интересным и перспективным, и он достоин того, чтобы быть взятым на вооружение нашими местными строительными корпорациями», — считает гендиректор бюро Simmetria.

На конкретном примере

Собственный уникальный на российском рынке IT-продукт для контроля строительства уже использует Setl Group. Как рассказал «ДП» руководитель отдела инновационных технологий холдинга Иван Алексеев, это в первую очередь инструмент для инвестора, которым и выступает застройщик, однако использование системы полезно всем участникам процесса, от подрядчиков до покупателей квартир.

Система состоит из нескольких модулей, которые позволяют генерировать графики производства работ, собирать и автоматизировать отчетность по этапам строительства, планировать рабочий день инженеров строительного контроля, регулярно делать «контрольный срез» степени готовности проекта.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

На любой стройке существует технический надзор — служба, которая должна обеспечивать приемку строительно-монтажных работ и контроль их исполнения и качества. И в этом контроле всегда есть человеческие факторы, которые позволяют неправильно передать состояние объекта.

«Простой пример: происходит какая-то ситуация, которая приводит к задержке в работах. Как правило, какое-то время проблему пытаются решить на месте сами строители, если у них не получается решить вопрос своими силами, сообщается на уровень выше — руководителю проекта. Он тоже надеется справиться своими силами. Так проходит еще, например, 2 недели, и, когда ответственный за принятие управленческого решения узнает о проблеме, уже накапливается множество задержек и отклонений. Все это — потеря ресурсов. И проблема тут именно в коммуникациях», — объясняет Иван Алексеев.

Использование такой автоматизированной системы строительного контроля позволяет сделать так, что о любой нештатной ситуации узнают все заинтересованные лица и сразу. В компании есть специальный отдел строительного контроля, сотрудники которого с определенной регулярностью посещают объекты, где фиксируют и вносят необходимые данные в базу, на основании чего формируется отчетность.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Беспристрастность оценок позволяет обеспечить полная автоматизация всех процессов — начиная с перемещений сотрудников по объектам. Каждый день им приходит маршрутная карта, где указан жилой комплекс, корпус и этаж. Учитывая объемы строительства компании, такая схема позволяет сделать так, чтобы конкретный контролер каждый раз посещал новый, незнакомый ему участок работ. Это снижает вероятность пропустить какие-то недочеты, то есть по факту осуществляется перепроверка работы контролеров на разных уровнях.

Фиксация истории ведения работ происходит следующим образом: когда сотрудник отдела строительного контроля приезжает на объект, ему на планшет приходят уведомления о том, какие показатели он должен передать в систему. Это может быть фотографирование установленных стеклопакетов, дверей или оборудования, измерение площади помещений. В ЖК «Чистое небо» контролеры применяют даже лазерный сканер, который снимает облако точек, передающее реальные координаты здания. Затем их объединяют с 3D-моделью, и все отклонения от правильных параметров проявляются на снимках цветными пятнами.

Фото: Setl Group

Когда в следующий раз на ту же площадку приходит другой контролер, он получает такое же задание по фиксации параметров и система автоматически анализирует, исправлены ли замеченные ранее недочеты.

«Особенно актуально применение такой системы при строительстве крупных жилых комплексов, — говорит Иван Алексеев. — Одно дело, когда сотрудники общаются в рамках небольшого проекта с ограниченным количеством подрядчиков, а другое дело, когда речь идет о таком объекте, как «Чистое небо», где в общей сложности 14 очередей, а комплекс рассчитан на несколько десятков тысяч квартир. Когда бригада, к примеру, штукатуров, двигается от одного фронта работ к другому, это видно в системе и позволяет вовремя предупредить просрочку, которая при таких огромных объемах серьезно бы сказалась на стройке уже других корпусов комплекса».

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Система контроля как посредник

Внедрение автоматизированной системы инвесторского контроля позволило также упростить коммуникацию заказчика с подрядчиками. По словам Ивана Алексеева, если обычно на стройке планерки могут длиться по несколько часов с долгими обсуждениями проблемных и спорных вопросов, то на объектах Setl Group время удается значительно сократить и параллельно показать объективную картину работ.

«У нас планерка выглядит так: открыта программа, где показаны все не выполненные в срок работы. У подрядчика спрашивают, почему сложилась такая ситуация. И, например, выясняется, что дело в том, что ему не передала в срок фронт работ другая организация. В результате ей дается какое-то время на исправление, которое тоже фиксируется в системе и ставится на контроль, — рассказывает Иван Алексеев. — Если возникает какая-то конфликтная ситуация, когда подрядные организации не могут разобраться, кто виноват, то это не делается на месте, а отправляется на специальную комиссию, сотрудники которой потом отдельно выясняют вопросы с каждым участником».

Фото: Setl Group

Система позволяет готовить симуляцию графиков строительства: на основании объемных показателей или площадей примерно рассчитывается, сколько оно займет времени.

По словам Ивана Алексеева, если видно, что подрядчик отстает, то в компании есть четыре базовых сценария: предупреждение, предложение помощи в организации деятельности, частичная передача фронта работ другой компании, что влечет потерю заработка, и, наконец, расторжение договора. С точки зрения производственных издержек выгоднее нанять более дорогую компанию, чем тратить средства и ресурсы на управленческий персонал и закрытие проблем, связанных с выявленными отклонениями.

«В любых ситуациях на объекте сегодня руководитель не должен тратить много времени на принятие решения. Появляется отклонение, и его задача — выбрать из заранее определенных категорий, к какому именно типу она имеет отношение. Это упрощает работу коллег и существенно сокращает время исправления отклонения с момента его обнаружения. Все становится просто и прозрачно с точки зрения управления», — говорит Иван Алексеев.

«Цифра» все помнит

Важной функцией системы является возможность помнить все события, которые имели место по объекту. Люди приходят и уходят, а стройка может длиться несколько лет, соответственно, работу надо передавать другим. Система в табличном формате, а также в виде комментариев и ключевых событий проекта строительства показывает, что за это время произошло, какие работы проделаны, какие были проблемы и как они были устранены.

«Очень серьезные работы ведутся и с точки зрения клиентского сервиса. Для менеджеров доступна вся история конкретного помещения. Благодаря этому при приемке квартир сотрудники могут легко ответить на вопросы покупателей, — объясняет Иван Алексеев. — Мы стараемся сделать так, чтобы у наших покупателей было как можно меньше замечаний при приемке, благодаря тому что все ошибки и недочеты фиксируются и исправляются оперативно, сразу же после их выявления, а информация об исправлениях вносится в общую базу данных».

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

При увеличении количества объектов, объемов строительства, соответственно, растут и объемы информации, коммуникаций, документооборота. Чем больше объемы, тем выше вероятность возникновения сложностей при взаимодействии и ошибок, а эта система помогает их минимизировать. Система строительного контроля в Setl Group сегодня полностью внедрена, что позволило значительно улучшить качество строительства.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама