Начав с интернет–магазина обувной косметики, студенты придумали, как заработать на сопутствующих услугах.
Константин Баженов и Арслан Овезов (обоим по 23 года) открыли в Петербурге мастерскую по ремонту, химчистке и реставрации обуви и сумок из кожи. Предприниматели договорились о партнерстве с основателем краснодарской сети Chisto Blisto и запустили свой объект под ее брендом. За 4 месяца работы они выполнили более 400 заказов со средним чеком 3,5 тыс. рублей.
Стартовый капитал составил 1,5 млн рублей. Большая часть средств ушла на аренду помещения и покупку оборудования. Почти 300 тыс. рублей партнеры заплатили краснодарской сети за обучение работе с кожаными изделиями двух мастеров и возможность использовать технологические карты компании.
Сначала магазин
Деньги, потраченные на запуск мастерской, — личные накопления молодых предпринимателей. В том числе доход от первого бизнеса Баженова — интернет–магазина Shoe Care, торгующего косметикой для обуви. Сейчас оборот этой точки превышает 5 млн рублей в год. На запуск первой версии сайта и рекламу в 2016 году ушло около 50 тыс. рублей.
"Благодаря интернет–магазину мы познакомились со многими поставщиками средств по уходу за обувью, разобрались, как работает этот рынок. И захотели развиваться дальше", — объясняет Константин. По его словам, поиски помещения для мастерской заняли месяц: нужно было найти локацию, удобную для клиентов, ведь только 10% из них заказывают курьерскую доставку.
Оборот в месяц составляет около 290 тыс. рублей, рентабельность — около 40%. Окупить вложения предприниматели планируют за 8–14 месяцев. Основные каналы продвижения — Instagram и "Яндекс.Карты", часть клиентов приходят по рекомендациям знакомых.
В петербургском Chisto Blisto работают четыре человека. Мастерская реставрирует брендовую обувь, сумки, куртки, кепки, используя для этого материалы производителей из Европы и США. Самой распространенной услугой является базовый уход за обувью, который предполагает восстановление внешнего вида с помощью кремов и бальзамов. На втором месте — химчистка изделий из замши.
Падение — не проблема
Целевая аудитория бизнеса — женщины 35–60 лет, которые предпочитают дорогие сумки и обувь и готовы поддерживать их в хорошем состоянии длительное время. Около 30% клиентов — мужчины. "Как правило, это руководители компаний, топ–менеджеры, депутаты и чиновники", — рассказывает Константин.
В 2019 году продажи обуви, аксессуаров и одежды в России упали — впервые с 2015–го. По данным Fashion Consulting Group, падение составило 3–4%. Но если для продавцов сокращение спроса ведет к снижению выручки, то на рынке по уходу и ремонту обуви число потенциальных клиентов, наоборот, растет. То, что раньше выбрасывалось, теперь ремонтируется.
"Лидеров по реставрации обуви пока нет ни в Петербурге, ни в Москве, но вскоре они появятся. В Москве на эту роль могут претендовать Shoe Brush", — говорит Махач Хайбаев, владелец Migliori (производство обуви на заказ).
Объем рынка по уходу, ремонту и реставрации обуви в РФ составляет максимум 10 млрд рублей. "Масштабную компанию построить на этом рынке тяжело: много нюансов, нужны большие затраты на PR. Придется объяснять, что нести обувь нужно не к ближайшему к дому сапожнику, а в фирменную мастерскую, — продолжает Махач Хайбаев. — Я открывал сервис по реставрации в 2017 году, это было рентабельно, маржа хорошая, но средний чек при условии значительного объема работы с клиентом оказывался не таким большим, как при производстве обуви". Эксперт советует добавить к кожаной обуви уход за кроссовками и в качестве примера приводит химчистку кроссовок Sole Fresh, которая сейчас практически создает новый рынок.