Трасса М-11 — лучший инфраструктурный проект по версии "Делового Петербурга".
Движение между Москвой и Петербургом по трассе М-11 "Нева", которая поэтапно строилась более 7 лет, полностью открыли 27 ноября 2019 года. Магистраль стала одним из важнейших объектов дорожной инфраструктуры региона за последние несколько лет, благодаря которому удалось разгрузить движение по морально устаревшей М-10. Это единственная трасса в России категории IA — максимально безопасная и комфортная.
"Деловой Петербург" рассказывает, как строился крупнейший инфраструктурный проект 2019 года.
Между двумя кольцевыми
Скоростная платная автомагистраль М-11 проходит от МКАД по территории Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей и Петербурга в обход всех населенных пунктов до петербургской КАД.
Читайте также:
Проект года
Диджитал-прорыв на рынке жилой недвижимости
Общая стоимость работ строительства "Невы" составила 520 млрд рублей, включая 148 млрд рублей внебюджетных инвестиций. Всего для строительства М-11 было заключено шесть инвестиционных соглашений, в том числе две концессии и четыре долгосрочных инвестиционных соглашения.
При строительстве впервые использован механизм государственно-частного партнерства: для создания последних двух участков дороги — 7-го и 8-го этапов — было заключено концессионное соглашение между ООО "Магистраль двух столиц" (акционеры — группа "ВТБ" и компания VINCI Highways, дочернее предприятие VINCI Concessions) и государственной компанией "Автодор". Документ был подписан на 27 лет — на период эксплуатации до 2041 года.
Протяженность 7-го и 8-го участков М-11 — 141 км, сумма капитальных затрат — около 80 млрд рублей, из которых 57,6 млрд было получено из государственного гранта, а оставшиеся 22,4 млрд — средства частных инвесторов. На этих двух участках построены 17 мостов, 44 путепровода и один тоннель под железной дорогой. Строительство тоннеля велось по специальной технологии с использованием проходческого щита без остановки движения поездов.
На торжественное открытие 8-го, заключительного участка трассы 27 ноября 2019 года приехал президент Владимир Путин. В тот же день у трассы М-11 появилось имя "Нева".
Инновационная дорога
Как рассказал "ДП" Антон Новиков, генеральный директор ООО "Магистраль двух столиц", за декабрь и январь на 7-й и 8-й участки через три пункта взимания платы на 543-м, 646-м и 679-м километрах, за которые отвечает "Магистраль двух столиц", въехало более полумиллиона транспортных средств. Это без учета развязки на Софийской улице, где услуги по сбору оплаты оказывает отдельное юридическое лицо.
Антон Новиков, генеральный директор ООО «Магистраль двух столиц»
Более 65% трафика составляют легковые автомобили. Почти 70% водителей для оплаты проезда воспользовались транспондером. По прогнозам, в 2020 году по этим двум участкам будут проезжать до 20 тыс. автомобилей в сутки.
"Первые месяцы эксплуатации уже показали востребованность и популярность трассы М-11. Мы ждем увеличения транспортного потока к лету", — добавил глава "Магистрали двух столиц".
Самое главное преимущество "Невы" — возможность обеспечить полный комфорт и безопасность водителей. Трасса спроектирована с плавными изгибами и перепадами высот, кроме того, здесь отсутствуют пересечения с другими дорогами в одной плоскости. Благодаря этим и некоторым другим характеристикам М-11 относится к наивысшей категории дорог IA. В приоритете — комфорт и безопасность: полное освещение трассы (на 7-м и 8-м участках установлено почти 3 тыс. опор освещения), широкая разделительная полоса, барьерное ограждение и сетчатое металлическое ограждение, которое препятствует выходу на трассу диких животных.
Для комфорта водителей и пассажиров каждые 15–20 км трассы имеются специальные площадки для отдыха. В будущем будут действовать более 10 многофункциональных зон отдыха. Одна из них уже обустроена на 8-м этапе, на 665-м километре дороги. Здесь работает стационарная заправка, а вскоре откроется кафе и другие объекты придорожного сервиса.
Особое внимание уделили экологическим аспектам строительства. 7-й и 8-й участки трассы проходят по водосборным бассейнам Волхова и Невы, пересекая десятки рек, ручьев и мелиоративных канав. Для защиты водоемов от загрязнения оборудованы локальные очистные сооружения. На путях миграции животных обустроены зверопроходы, всего их 17 штук.
С нуля скоростных трасс такой протяженности в истории России еще не строили. При этом М-11 не просто обеспечивает скоростное автомобильное сообщение между двумя столицами, но еще и вместе с ЦКАД и трассой Москва — Нижний Новгород — Казань является частью транспортного коридора Северная Европа — Западный Китай.
М-11 стала дублером трассы М-10 "Россия", которая на отдельных участках уже давно исчерпала свою пропускную способность, ее нормативная нагрузка была превышена практически в 3 раза. Пропускная способность М-10 — 40 тыс. автомобилей в сутки, но до запуска в эксплуатацию "Невы" по ней проезжало до 140–170 тыс. автомобилей. При этом количество аварий превышало средние значения по России в 3 раза. "Нева" разгрузила М-10, благодаря чему на последней было замечено уменьшение количества аварийных случаев. "Россия" же теперь является бесплатным дублером скоростной М-11.
"Нева" имеет особое значение для всего региона. Путь до Великого Новгорода значительно сократился, активно пользуются магистралью жители Тосно и Колпино, чтобы быстро добираться до города без традиционных пробок на М-10 и Софийской улице. Будучи коридором, трасса не просто сокращает путь из Петербурга в Москву, но и делает быстрым и удобным любой маршрут — из Северной столицы к Черному морю, из Москвы в Финляндию и Скандинавию и т. д. Предполагается, что будет развиваться логистическая инфраструктура — строительство складов и даже производств на съездах с трассы, которая обеспечивает высокую мобильность грузов.