Компания также готовит продукт по подписке автомобилей.
Евразия является одним из приоритетных рынков для группы PSA — это подтверждается выводом на него бренда Opel, рассказали "ДП" в российском подразделении концерна. По его данным, сейчас автомобили марки Opel продают 11 дилеров в восьми российских городах: Москве, Санкт–Петербурге, Нижневартовске, Ростове–на–Дону, Нижнем Новгороде, Рязани, Тюмени и Ставрополе. "Число дилеров удвоится в 2020 году и будет расти дальше", — говорят в российской пресс–службе PSA.
На данный момент покупатели могут приобрести две модели: кроссовер Grandland X, который выпускают в Германии на заводе в Айзенахе, и пассажирский микроавтобус Zafira Life (его производство налажено в Калуге). В первой половине 2020 года на российский рынок также поступит грузовой фургон Opel Vivaro. "В планах на этот год запуск на российском рынке еще до трех моделей. То есть по итогам 2020 года, если у нас все получится, линейка Opel в России будет представлена шестью моделями", — говорят в российском представительстве PSA.
Контракт с обременением
Группа PSA, владеющая также брендами Peugeot и Citroen, купила марку Opel у General Motors в 2017 году. За 2 года до этого, в 2015–м, GM на фоне падения продаж ушел с российского рынка, законсервировав производство в Петербурге. В 2019 году новый владелец объявил о возобновлении продаж Opel в России.
В рамках сделки GM запретил новому владельцу продавать в России и ряде других стран автомобили на платформах своей разработки. Поэтому не стоит ждать в продаже модели Astra, Corsa, Mokka и Insignia. "До тех пор пока они строятся на старых платформах GM, у нас есть определенные контрактные ограничения по продаже их на территории РФ. Поэтому будем дополнять модельный ряд Opel в России, во–первых, в соответствии с требованиями по локализации, во–вторых, с учетом обновления модельного ряда уже в рамках технологий, платформ PSA", — поясняют в пресс–службе группы PSA.
Такое ограничение, по данным открытых источников, не что иное, как одна из договоренностей GM с PSA при продаже, обусловленных бизнес–стратегией GM, полагает юрист Enforce Law Company Алина Цахилова.
С умеренным оптимизмом
До ухода марки с российского рынка легковые машины Opel в Петербурге продавали шесть дилеров: "Р–Моторс", "Атлант–М", "Автомир–Балтика", "Автополе", "Прагматика" и "Лаура". По продажам бренда пиковым стал 2013 год: тогда, по данным агентства "Auto–Dealer–СПб", в Петербурге было реализовано 7453 автомобиля Opel, а доля марки на местном рынке составляла 3,7%. Следующий, 2014–й, можно назвать последним полноценным: тогда продажи составили 5830 машин (доля — 3%). В 2015 году, когда уже было объявлено об уходе Opel с рынка, в Петербурге купили лишь 1539 машин (1,2%).
После возвращения бренду придется начинать почти с нуля: в декабре 2019 года в Северной столице купили всего две машины (обе — Opel Zafira).
При этом на вторичном рынке Петербурга по–прежнему популярна модель, которую ранее собирали на местном заводе. В топ–10 самых продаваемых подержанных автомобилей, который составила аналитическая служба Avito, шестое место занял Opel Astra (среднее предложение продажи — 325 тыс. рублей).
Сегодня в Петербурге работают пять официальных автосалонов марки Peugeot, три — Citroen, и два — Opel. Участники рынка потенциал продаж "возвращенца" в 2020 году оценивают с умеренным оптимизмом. "Бренд Opel в России имеет свою лояльную аудиторию, которая, несомненно, рассмотрит возможность приобретения автомобиля. При этом большая доля продаж будет ориентирована на корпоративный сегмент", — полагает управляющий директор "Автополе Opel" Андрей Косарев.
По условиям автоконцерна, минимальная площадь шоурума должна составлять 200 м2, при этом первоначальный объем инвестиций в бренд относительно невелик, отмечает Косарев. "Это подтверждает разумную стратегию выхода на рынок РФ в условиях падающего спроса. По торговым условиям бренд Opel в целом ничем не отличается от основных игроков рынка", — говорит он.
По оценке эксперта, новым дилерам предстоит прежде всего найти и обучить персонал.
"Возможно, возникнут и другие проблемы — например, дефицит запчастей и аксессуаров — по крайней мере на начальном этапе, пока формируется склад в России", — добавляет Косарев.
Привлекательность неоднозначна
Бренд присматривается и к другим способам увеличить объемы продаж. "Мы смотрим на экономическую эффективность проекта автомобилей по подписке. Мало того, PSA готовит свой продукт в этом направлении. Копировать мы никого не собираемся, у нас есть свой глобальный опыт и экспертиза", — сообщили "ДП" в пресс–службе компании.
По оценке аналитиков группы "Финам", перспектива сдавать автомобили "Опель" в подписку или каршеринг не выглядит однозначно привлекательной.
"В том же каршеринге наибольшей популярностью пользуются относительно бюджетные седаны и хетчбэки. В меньшей степени представлены седаны бизнес–класса и совсем нечасто встречаются премиальные бренды. Ни минивэны, ни кроссоверы (кроме Renault Captur), ни коммерческие фургоны в каршеринге практически не встречаются. Они представляют совершенно иной формат, не интересный для типичного пользователя прокатного автомобиля", — отмечает эксперт "Финама" Алексей Коренев.
Причин, по которой GM вместе с брендами Opel и Chevrolet покинули российский рынок, было несколько. В их числе аналитики называли падение курса рубля, низкий уровень локализации производства в России (на уровне 25%), ошибки в маркетинговой политике.
Марка Opel возвращается на российский рынок в сложных условиях, когда потребительский спрос на новые автомобили стагнирует уже несколько лет. Однако у PSA растут продажи именно в Евразии: на 2,3%, до 15 639 штук, по итогам 2019 года. При этом наибольший прирост в этом регионе (на 220%, до 576 шт.) показала марка Opel Vauxhall.
“
Прежние позиции вернуть будет крайне сложно. Во–первых, сейчас у Opel совершенно другой модельный ряд с довольно высокой ценой. Во–вторых, на падающем рынке сложнее возвращаться. О возможности увеличить объем продаж с помощью каршеринга пока сложно рассуждать. В каршеринге спросом пользуются те же модели, что и в классических продажах: отдельно в массовом сегменте, отдельно — в премиум. А "Опелю" и там и там до восстановления спроса пока очень далеко.
Азат Темирханов
руководитель пресс–службы аналитического агентства "Автостат"
“
Остальные бренды группы PSA пока демонстрируют в Петербурге отрицательную динамику. По итогам 11 месяцев 2019 года у Peugeot падение составляет 27%, у Citroen — 24%. При этом стоит отметить, что концерн улучшил показатели к концу года: по итогам первых 6 месяцев у Peugeot падение продаж было 39%, у Citroen — 48%. Эти марки нишевые, у них небольшой модельный ряд в легковом сегменте, есть коммерческие автомобили. При этом менялся состав дилеров. Именно поэтому, кстати, во втором полугодии у Citroen мы увидели рост, а у Peugeot — относительно символическое падение продаж.
Михаил Чаплыгин
генеральный директор аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб"