Банкроть своих, чтоб чужие боялись. Банк "Санкт–Петербург" подал иск о несостоятельности компании "Риф"

Автор фото: Интерпресс
Автор фото: Интерпресс
ООО "Риф", специализирующееся на продаже собственной недвижимости, по данным СПАРК, показало по итогам 2018 года выручку 47,8 млн рублей. В ноябре 2019 года "Санкт–Петербург" разместил официальное уведомление о намерении инициировать процесс о несостоятельности этой компании, задолженность которой оценил в 552,2 млн рублей.
Как рассказали "ДП" в пресс–службе банка, иск основан на двух кредитах, общая сумма которых составляет 375 млн рублей (без учета процентов по ним). Заем выдавался ООО "Риф" для завершения реконструкции здания в Выборге на набережной 40–летия ВЛКСМ (производственное здание оптовой торговой фирмы "Саво–Карьяла", 1927 год постройки). Этот актив выступил обеспечением по кредитам. В банке отметили, что здание является объектом культурного наследия и это создало сложности как с реконструкцией, так и с его реализацией в дальнейшем для погашения кредитов.
Получить комментарий по этой ситуации в ООО "Риф" не удалось: телефоны компании не отвечают.
Обращает на себя внимание любопытная деталь. В октябре 2018 года в "Рифе" сменился состав участников: Александр Горшков, прежний владелец, продал 100% долей Александру Виноградову. Вероятно, смена учредителей носила технический или бартерный характер. По данным информационной системы "Контур.Фокус", в это же время Виноградов продал Горшкову 100% ООО "Оккервиль". Общество входит в группу компаний "КРОН", которая специализируется на производстве сэндвич–панелей KROHN на мощностях собственных заводов в Петербурге и Невинномысске.
Виноградов имеет долю в УК "ФОРТИС–Инвест", в состав участников которой также входят старший вице–президент банка "Санкт–Петербург" Владимир Скляревский и зампредправления того же банка Кристина Миронова. Согласно раскрываемой информации, Миронова напрямую владеет 0,02% банка и косвенно — еще 6% (через владение 25,53% ООО "УК "Верные друзья", которому принадлежит 24,72% банка).
При этом ситуация выглядит так, словно банк "Санкт–Петербург" инициировал процесс о несостоятельности компании, которая связана с ним. В последние годы сформировалось мнение, что для судов аффилированность или другие, менее очевидные связи между должником и кредитором являются негативным фактором. И этот тренд заставляет придавать таким связям особое значение.
Однако, как полагает Михаил Иванов, партнер юридического бюро "Григорьев и партнеры", в данном случае на связи между ООО "Риф" и банком "Санкт–Петербург" не стоит фокусироваться. "Обмен активами между Александром Горшковым и Александром Виноградовым произошел в конце 2018 года, а правоотношения между банком "Санкт–Петербург" и ООО "Риф" длятся с конца 2011 года, то есть задолго до приобретения бизнеса Виноградовым", — обращает внимание господин Иванов. Он отмечает, что сначала "Риф" стал залогодержателем недвижимости, а затем, в 2012 году, — собственником из–за несостоявшихся торгов в рамках дела о банкротстве ООО "Уран".
"Риф" привлекал средства банка "Санкт–Петербург" для перепрофилирования здания под торговый центр, но в начале года появилась информация о его продаже вместе с земельным участком за 855 млн рублей — возможно, это было сделано для того, чтобы рассчитаться с банком", — предполагает Михаил Иванов.
Отметим, что банки кредитуют большое количество предприятий, но, как считают эксперты, случаи, когда между банком и банкротящейся компанией действительно существует тесная связь, скорее исключение из общего правила.