Поближе к "дочкам"

На июль 2020–го намечено начало переезда в Петербург Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Власти рассчитывают, что тем самым будет закончено превращение судостроения в одну из ключевых точек роста городской экономики.

Как известно, юридическая "прописка" у ОСК уже давно петербургская, но все управленческие решения до сих пор принимаются в столице. Переезд должен начаться в июле и может занять до 2 лет. Определен и его бюджет (1,4 млрд рублей). При этом, как отмечал глава ОСК Алексей Рахманов, покрыть такие расходы текущими доходами невозможно. Скорее всего, придется привлекать кредиты.
"Переезд поможет решить вопросы оперативного управления большинством предприятий группы ОСК, которые находятся в Петербурге. Это и проектные бюро, и предприятия машиностроения, и сами верфи. Есть еще отдельная составляющая по реорганизации управленческой и оперативной функции корпорации", — отмечал в декабре тогдашний директор департамента маркетинга ОСК Илья Пантелеев. Впрочем, о каких именно функциях идет речь, собеседник не уточнил.
Головной офис откроют в двух шагах от Мариинского дворца, где председателю совета директоров ОСК Георгию Полтавченко в должности губернатора приходилось часто бывать на заседаниях Законодательного собрания. Комитет имущественных отношений заключил с АО "Объединенная судостроительная корпорация" договор аренды на здание по адресу: пер. Антоненко, 4, лит. А. Срок — 10 лет. Площадь объекта — 3 265 м2. Ставка составит 30,1 млн рублей в год, она определена по городской методике, уточняют в КИО. Целевая сделка с холдингом (без проведения торгов) согласована с УФАС, добавляют в комитете.
Рабочие офисы ОСК расположатся на ул. Марата. Московский офис корпорации оставит за собой функции представительства и тоже сменит адрес, в нем будут работать не больше 200 человек. 340–350 сотрудников ОСК должны переехать в Петербург.

Год за два

Наступивший год вообще должен стать для гражданского судостроения России знаковым. Многие перспективные суда, строящиеся несколько лет, перестанут существовать только в 3D–моделях и обретут завершенный вид. В 2020–м почин судостроителей калининградского завода "Янтарь" по сдаче траулеров проекта SK–3101R могут поддержать Ленинградский судостроительный завод "Пелла" и Выборгский судостроительный завод. Северная и Адмиралтейские верфи планируют спустить на воду свои головные промысловые суда. После этого смело можно будет говорить о серийном строительстве отечественных рыболовных траулеров, выполнении постановления правительства РФ № 179 о локализации оборудования и в целом о работе закона, который в народе окрестили "квотами под киль". Своим чередом идет выполнение гособоронзаказа, с теми же проблемами и перспективами. Отдельно стоит выделить планы по сдаче атомного ледокола "Арктика" на Балтийском заводе. В сумме его строили больше 5 лет (для сравнения: первенца атомного флота СССР ледокол "Ленин" строили 3,5 года, а первую "Арктику" проекта 10520 — 4,5 года).

Для синоптиков и рыбаков

Лидером по объему выручки среди судостроителей Петербурга и Ленобласти по традиции является АО "Адмиралтейские верфи". Основная часть его работы — гособоронзаказ. Помимо строительства подводных лодок и надводных кораблей завод занимается сервисным обслуживанием уже сданных судов. В 2020 году верфи планируют спустить на воду ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс" для Росгидромета. Сдача объекта запланирована на 2021 год. Кроме того, в 2020 году (в марте и мае) верфи должны спустить головной и первый серийный траулеры проекта ST–192 RFC. Оба судна планируется передать заказчику (Русской рыбопромышленной компании) в 2021 году. А в мае и августе 2020 года должны быть заложены третий и четвертый корпуса судов. Всего по контракту завод поставит 10 больших морозильных рыболовных траулеров этого проекта.
Серьезные планы на 2020 год и у Северной верфи. Она должна сдать заказчику (АО "Рыбпроминвест") головной траулер проекта 170701 "Владимир Соколов", еще три судна будут переданы в 2021 году. Всего предприятие построит шесть судов этой серии, четыре из них уже заложены. Контракты стоимостью более 21 млрд рублей были заключены в ноябре 2017 года в рамках государственной программы инвестиционных квот.
Еще один промысловый проект, который реализует верфь, — строительство ярусоловов проекта МТ1112XL. Три судна этого проекта завод построит для РК "Вирма" и одно — для ООО "Глобус".

Ледоколы идут туго

Прогнозы развития Балтийского завода на 2020 год куда более благоприятные, чем на предыдущие. Главная проблема для предприятия — реализация серии из трех ледоколов. Контракт на строительство первого из них ("Арктики") был заключен в 2012 году. По первоначальным планам, "Арктику" должны были сдать в конце 2017 года, но этого не произошло до сих пор. Но в 2019 году предприятие сдало первый за последние 5 лет заказ (не считая продукции военного машиностроения для ВМФ) — плавучий энергоблок "Академик Ломоносов".
В августе 2019 года "Росатом" и ОСК подписали контракт на постройку двух ледоколов проекта 22220. Балтийский завод оказался единственным, кто подал заявку на аукцион. Общая стоимость строительства составит 100 млрд рублей, из которых 45 млрд выделит федеральный бюджет, а оставшуюся сумму — "Росатом". Первый ледокол новой серии должен быть сдан не позднее декабря 2024 года, второй — до декабря 2026–го. Названия у судов пока нет, но первый из них должен быть заложен уже в 2020 году.
Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) в минувшем году изрядно лихорадило. В январе–сентябре 2019 года предприятие показало убыток 415,5 млн рублей при выручке 4 млрд. Весной над ним даже нависла угроза банкротства. Но истец — "ООО "Торговая компания "РМ–Стил" — отозвал из суда заявление после уплаты ВСЗ долга (3,4 млн рублей) за поставку металлопроката.
В 2019 году ВСЗ закончил один заказ — дизельный ледокол "Обь" для "Атомфлота". Но основные планы предприятия связаны с промысловым флотом. Завод строит четыре траулера проекта КМТ01 для Архангельского тралового флота, два траулера проекта КМТ02 для ООО "Норд Пилигрим". Плюс еще два траулера для АО "Атлантрыбфлот" и ООО "Компания ЛКТ" будут заложены в 2020 году. Каждый такой траулер стоит минимум 2,8 млрд рублей.
Помимо закладок на 2020 год у ВСЗ намечена и одна сдача. Речь идет о головном траулере проекта КМТ01 "Баренцево море".
"Отрасль в 2020 году ждут те же проблемы, что и сейчас, — рассказал "ДП" генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев. — Это прежде всего огромная закредитованность и недостаток оборотных средств. И эти проблемы растут как снежный ком. Рентабельность в судостроении не превышает 7%. Соответственно, обслуживать кредиты под 10–11% годовых невозможно".

Акцент на людей в погонах

ЛСЗ "Пелла" завершает программу военного кораблестроения и в среднесрочной перспективе ориентируется на гражданскую составляющую. Сейчас предприятие строит восемь промысловых судов — два краболова для дальневосточной компании "Антей" разработки ПКБ "Петробалт", четыре траулера разработки норвежского КБ Cramaco для "Мурмансельди–2" и еще два траулера разработки хорватского КБ Navis Concept для компании ФЭСТ. Что касается военной программы, то "Пелла" приступила к ходовым испытаниям третьего малого ракетного корабля (МРК) проекта 22800 "Одинцово" и опытового судна проекта 11982 "Ладога". В ноябре достроено и спущено на воду океанографическое судно проекта 16450 "Академик Агеев". В том же ноябре на предприятие с Феодосийского завода "Море" на достройку пришел еще один МРК проекта 22800 "Козельск".
В 2019 году "Пелла" сдала два судна — второй в серии МРК "Советск" и буксир проекта 90600 "Садко" по заказу АО "Севмаш–шельф". Программа на 2020 год у предприятия более насыщенная, и помимо передачи флоту МРК "Одинцово" в ней значится строительство головных траулеров "Андромеда" и "Скорпион" и краболова проекта "Русь". Первые траулеры этих серий планируется сдать уже в 2021 году. К тому же "Пелла" взяла в свой портфель еще один перспективный заказ — на строительство линейного ледокола мощностью 18 МВт проекта 21900М2 стоимостью около 7,5 млрд рублей со сроком сдачи 2024 год. Строить судно будет дочернее предприятие "Пеллы" в Гамбурге — Pella Sietas.
Судостроительная фирма "Алмаз" традиционно работает для нужд ВМФ и структур ФСБ и экспансию в гражданскую сферу пока не планирует. В 2019 году "Алмаз" сдал патрульный корабль "Забайкалье" ледового класса типа "Пурга" для ФСБ. Это уже четвертое судно в серии, которую завод строит с 2006 года. Последняя "Пурга" — корабль "Таймыр" в июле был спущен на воду. Его сдача запланирована на 2020 год.
В сентябре ВМФ подписал приемный акт морского самоходного плавкрана проекта 02690. Всего "Алмаз" с 2013 года построил уже 11 судов этого проекта. Продолжается работа и над очередным плавкраном 02690, 10–м в серии сторожевым кораблем "Охотник" и мелкосидящим ледоколом "Евпатий Коловрат".
Из достижений Средне–Невского судостроительного завода (СНСЗ) стоит отметить сдачу первого серийного корабля противоминной обороны проекта 12700 "Иван Антонов".
29 декабря после госиспытаний подняли флаг на морском тральщике "Владимир Емельянов". Помимо того, на разных стадиях готовности у СНСЗ еще четыре корабля этой серии — "Георгий Курбатов", "Яков Баляев", "Петр Ильичев" и "Анатолий Шлемов". Среди других перспективных заказов СНСЗ — строительство научно–исследовательского катамарана "Пионер–М". Проект реализуется силами трех предприятий. СНСЗ будет отвечать за формирование композитного корпуса и надстройки.
Гражданских заказов на предприятии пока нет. Как отметили на верфи, завод ведет переговоры с потенциальными заказчиками о возможности строительства серии пассажирских скоростных судов на базе проекта 23290 и его модификаций. Пилотное судно проекта — пассажирский катамаран "Грифон" — уже второй сезон подряд успешно работает в Санкт–Петербурге на линии Медный всадник — Петергоф.
Помимо прочего, завод занимается сервисным обслуживанием уже построенных кораблей и судоремонтом. Так, предприятие ремонтирует парусник "Россия", который должен быть готов к празднику "Алые паруса" в 2020 году.