Относительно умны

Когда слышишь словосочетание smart city, воображение рисует чуть ли не декорации из Star Wars, как если бы уже вся Европа перешла на беспилотные летающие электрокары и только мы тряслись в глупых пробках на не пришедших по расписанию цифрового табло автобусах.

Но давайте честно себе признаемся: не так уж все и плохо… относительно других.
Да, умные остановки у нас прижились не без скандала. Первый инвестор — "Городские инновации" — столкнулся с невидимой рукой бюрократии. Еще в 2016–м компания смогла поставить пробную остановку на Невском, но в марте этого года ее символично снесли. Крымчанам не удалось протиснуться через тонко заточенные требования петербургского госзаказа, и они проиграли оператору Russ Outdoor. Стараниями последнего к октябрю были установлены уже 53 интеллектуальные остановки на Невском и Московском проспектах. Пусть даже их дизайн придуман 20 лет назад, зато там есть не только табло прибытия, но еще Wi–Fi и подсветка. Другим 82 "умным" повезло меньше, весь их функционал — всего лишь убогое табло, повешенное "Организатором перевозок".
Остальные 6 тысяч остановок в городе — глупые, и инвестор на них пока не находится. Зато есть "Яндекс.Транспорт"! Как–то без конкурса и сложных процедур в частной компании смогли создать качественное приложение. Ну, относительно качественное, ведь до сих пор в нем не отображается часть троллейбусов и почти все коммерческие маршруты. Что до умных павильонов, то от них ведь тоже не одна только польза. В декабре неизвестные взломали такую остановку в Нижнем Новгороде и трансляцию на экране подменили на расследование Алексея Навального. Страшно подумать!
Кстати говоря, во вполне европейском городе Неаполе (Италия) не то что умных остановок нет, там даже таксисты до сих пор по рации переговариваются. И картой расплатиться в ресторанах — нередко проблема. Относительно нас — глухое цифровое средневековье! Сравните с Петербургом, где даже кондуктор в трамвае принимает банковскую карту и Apple Pay. Чиновники Центробанка любили раньше хвастаться тем, что даже в Германии или Австрии не везде так можно. Но, кажется, теперь уже можно — потихоньку старушка Европа все–таки догоняет умный Петербург.
Вспомним и о том, что фундамент пирамиды Маслоу — все–таки безопасность. А с этим в Петербурге все относительно неплохо. Камеры на каждом шагу — никакого Оруэлла не надо, когда есть свой, родной Замятин. И только то и спасает, что строгость законов в России все–таки компенсируется необязательностью их исполнения. В этом смысле отличный кейс — прогремевшее расследование, когда московский журналист без труда купил в даркнете базу данных о собственных перемещениях на основе столичной системы распознавания лиц. И что самое смешное, из 240 "совпадений" ни одно не оказалось верным. Более того, в предоставленном ему списке были даже женщины.
В Сан–Франциско, чтобы не допускать таких злоупотреблений и нарушений конфиденциальности граждан, в мае законодательно запретили полиции использовать систему распознавания лиц. Хотя бы до тех пор, пока нормальное регулирование не придумают. И это вроде как уже тренд в демократических странах.
Но тут вам не там, что уже доказал суд, отказавший в похожем иске москвичке. Так что надобно все же хорошо подумать, нужен ли нам такой умный город. Или, может быть, пусть и дальше… бюджет осваивают.