Цифровое похмелье

В наступившем году всех нас, с большой долей вероятности, ждет расплата за создаваемый бюрократическим аппаратом "контролируемый интернет"

Отрасль информационных технологий и телекоммуникаций уже несколько лет работает в условиях, когда за считаные дни — несмотря на протесты операторов и абонентов — принимаются совершенно безумные законопроекты. А потом спустя месяцы, а порой и годы, никто толком не может объяснить, как же их исполнять.
Именно по такому сценарию был принят пакет законов Яровой. Он вступил в силу 1 июля 2018–го, но оборудование для его исполнения до сих пор не сертифицировано. Операторы, все еще подсчитывающие затраты "на Яровую" (объем трафика, который необходимо хранить, постоянно растет), уже обратились в правительство за субсидиями на исполнение этого пакета законов.
Еще был принят закон о "суверенном рунете". Он вступил в силу 1 ноября 2019–го. Пока никаких изменений в работе рунета не наблюдается; заблокированный "Телеграм" продолжает функционировать. Как и когда наступит "суверенный рунет" — непонятно.
В процессе разработки пакет законов, позволяющий силовикам отключать связь "с уличенными в телефонном терроризме странами". Эти документы нацелены на борьбу "с ложными сообщениями об актах терроризма" (такие сообщения о "минировании" аэропортов, вокзалов, торговых центров и государственных учреждений стали массово появляться с конца 2017 года). Закон еще не принят, а злоумышленники уже перестроились: в последние месяцы 2019–го ложные сообщения о минировании районных судов в Москве и Петербурге приходили по электронной почте.
С 1 июля 2020 года должен вступить в силу "закон против Apple", обязывающий предустанавливать российское ПО на смартфоны, ПК, телевизоры Smart TV и другую пользовательскую электронику. Закон, несмотря на размытые формулировки, приняли за месяц во всех чтениях и даже завизировали у президента. И, вполне вероятно, уже этой осенью россиянам придется заказывать новые iPhone у "челноков" из ОАЭ, Гонконга и США. Вдобавок в России может появиться новый класс разработчиков ПО — разумеется, близких к чиновникам, — который будет нацелен не на производство конкурентоспособных приложений, а на попадание в список предустанавливаемых программ.
Также в наступившем году следует ожидать появления новой государственной системы контроля трафика в рунете — "госсчетчика". Скорее всего, такие счетчики законодательно обяжут устанавливать на все интернет–ресурсы, распространяющие контент и (или) показывающие рекламу. Власти хотят знать, какой контент в рунете востребован, а какой — нет, и все ли налоги с проданной рекламы уплачены в казну.
По официальной версии, все эти инициативы законодателей не должны отразиться на потребителе — ни в части роста цен, ни в части ухудшения качества услуг. На деле, однако, предустановка ПО, "суверенный рунет", "госсчетчик" и прочее потребуют расходов на уровне нескольких десятков миллиардов рублей. И платить за все придется, конечно, потребителю. Неудивительно, что отраслевые аналитики прогнозируют на 2020 год рост тарифов на услуги связи на уровне 8–10%.
Под занавес 2019 года один из петербургских провайдеров начал выделять отдельной строкой в тарифе "плату за вход в дом". Речь идет об отчислениях управляющей компании, которая сдает в аренду общедомовое имущество жильцов сторонним организациям, в том числе — операторам связи. Как оказалось, при среднем ежемесячном платеже за интернет 300 рублей "сбор ТСЖ, УК, ЖЭК" составляет 80 рублей (почти 27%). Не исключено, что уже в этом году другие операторы не только поддержат, но и разовьют эту инициативу. Тогда абоненты смогут сквозь призму обескураживающих цифр увидеть, во сколько им на самом деле обходятся СОРМ, "Яровая", "суверенный рунет" и прочие блестящие цифровые инициативы.