Старикам везде у нас дорога. Для транспортной реформы не хватает новых автобусов

Автор фото: Петр Ковалев

А прогноз по доходам сомнителен.

Комитет по транспорту признал, что полностью обновить автопарк к началу транспортной реформы 16 июля, как планировалось ранее, невозможно. А комитет финансов сомневается, что продажа билетов даст запланированный доход.
Признание состоялось на заседании парламентской комиссии по промышленности. До этого момента Комтранс и подведомственное ему ГКУ "Организатор перевозок" уверяли, что производители автобусов смогут поставить к июлю необходимые Петербургу 2,7 тыс. новых машин даже с учетом общероссийских потребностей. Из уст директора "Организатора перевозок" Владимира Шведченко ныне звучит другое число — 1143 автобуса, на которые может рассчитывать город к 16 июля, но и оно не окончательное.

10 лет — не срок

Сейчас чиновники рассматривают два варианта решения этой проблемы. 364 маршрута, на которые необходимо заключить новые контракты с перевозчиками, будут разделены на 42 лота. Самый маленький лот — 19 автобусов, самый большой — 100.
"Один из возможных вариантов: на маршрутах 18 лотов с первого дня реформы будет работать только новый подвижной состав, на остальных 24 лотах в течение первого года смогут работать старые автобусы, которые сейчас используются на маршрутной сети. Еще один вариант: по всем 42 лотам будут присутствовать как старые, так и новые автобусы, однако старые необходимо будет заменить в течение года", — пояснил "ДП" заместитель директора ГКУ "Организатор перевозок" Дмитрий Процкий.
К старому подвижному составу есть ряд требований: он должен быть не старше 10 лет, при этом в каждом автобусе низкий пол должен составлять не менее 35% длины.
Рассчитывать, что транспортная реформа, вопросов к которой становится все больше, заработает без сбоев с такими автобусами, не приходится. "Это старый подвижной состав, которому свойственно ломаться. Замена больших автобусов у частных перевозчиков глобально не проводилась уже почти 10 лет. Сейчас на линию по социальным маршрутам частники выпускают 743 автобуса, из них новых — только порядка 100", — отмечает Процкий.

Осенью поправят

Комтранс уверен, что летом Петербург не почувствует никаких изменений в транспортной системе. А к осени, с учетом первого опыта, проведут первую работу над ошибками. В том числе — с использованием дополнительных бюджетных средств.
"У нас есть три возможности поправить ситуацию. Первая: внутри лота в рамках контракта можно будет увеличить финансирование в пределах 10%. Вторая: внутри самого лота сделать корректировки без дополнительных средств. Третья: с нашим финансовым блоком мы договорились, что в случае большой необходимости сделаем корректировку, разыграем дополнительные маршруты, если мы где–то не попали", — заявил депутатам глава комитета по транспорту Александр Головин.
Комфин подтвердил наличие договоренности, однако тратить деньги особо не хочет, тем более что не уверен в поступлении средств от продажи билетов в запланированном объеме. (В рамках реформы перевозчики, исключая ГУПы, возят пассажиров по госконтрактам, а собранные за проезд деньги идут в казну.)
"Самая большая угроза, которая никуда не делась, — вопрос поступления доходов в бюджет. Это проблема очень серьезная. Скептически отношусь к тому, что удастся собрать 5,5 млрд рублей (за второе полугодие 2020 года. — Ред.). Будем вынуждены за счет других доходов покрывать эти расходы", — заявил зампредседателя комитета Сергей Макеев. Он намекнул, что транспортникам лучше рассчитывать на собственные силы: "Какие–то дыры можно будет закрыть "Пассажиравтотрансом".
Помимо этих нюансов и сложностей с новым подвижным составом вопросы остаются и к транспортной инфраструктуре — остановкам и выделенным полосам, которых в полном объеме к 16 июля также не будет.
"Все риски, которые транспортная реформа несет в том виде, в котором предложена, мы доложили губернатору и вице–губернатору Санкт–Петербурга. Цена вопроса включена в бюджет", — сказал Макеев, отвечая на вопрос о целесообразности и эффективности реформы для Петербурга.

Пока не спланировали

К слову, документ планирования, содержащий всю информацию по грядущей реформе (тариф, лоты, маршруты и т. д.), должен был быть утвержден правительством Петербурга еще 1 июля 2019 года. Однако он не принят до сих пор, хотя в декабре, по данным "ДП", уже был подписан, но потом отозван (см. "ДП" № 197 от 17.12.2019). Чиновники, работающие над реформой, сбились со счета, сколько раз его выносили на правительство, и слабо верят, что необходимая резолюция появится в январе. Февраль выглядит реальнее.
Именно после утверждения документа планирования должно стать понятным, останутся ли на переходный период маршрутки (нерегулируемый тариф), как предлагал губернатор Александр Беглов, или же все перевозчики будут работать по единому регулируемому тарифу.
По словам Александра Головина, пока существенных предпосылок того, что в городе останется два тарифа, нет.