Плотные гастроли. Удивительно разделение гарантированного дохода за участие в турнире в Саудовской Аравии

 

В прошедшие выходные пал еще один бастион традиционного футбольного мироустройства. Переезды матчей за Суперкубок из страны, чьи клубы принимают участие в них, уже давно стали обыденным делом. Но теперь изменилась сама система розыгрыша, превратившись в "Финал четырех" — в таком формате турнир прошел в начале января в Саудовской Аравии.
Нет смысла вздыхать по поводу ущемлений так называемой "демократии" в этой стране. В конце концов, можно уже привыкнуть к условности этого понятия, когда речь идет об очень больших деньгах. Но исходы полуфиналов заставили недоброжелателей таких выездных турниров еще больше иронизировать над спортивной составляющей, самим названием Суперкубка. Победитель чемпионата "Барселона" и обладатель Кубка "Валенсия" проиграли соответственно "Атлетико" и "Реалу", а значит, в финале оказались те, кто по итогам сезона 2019/20 не завоевал ни одного трофея внутри Испании. По факту решающий матч мини–турнира, в котором "Реал" выиграл в серии послематчевых пенальти, стал просто выставочной игрой, потому что, исходя из самой традиционной логики Суперкубка, ни те ни другие не должны были играть в этом матче.
Зато Королевская испанская футбольная федерация заработала 40 млн евро за 5 дней мини–турнира. И столько же получит в два ближайших года, потому что контракт с Саудовской Аравией подписан на три сезона. После чего можно будет продать "выездной цирк" кому–то еще на других континентах, спрос может быть в США, Мексике, Китае, странах Ближнего Востока.
Самое удивительное — это разделение гарантированного (вне зависимости от результатов) дохода за участие в турнире в Саудовской Аравии: "Реал" и "Барса" заработали по 6 млн, "Атлетико" — 4 млн, а "Валенсия" — 1,7. Классическое разделение на классы общества! Глава Королевской федерации футбола Луис Рубиалес признал, что ситуация не совсем справедлива, но сослался на аравийскую сторону, которая сама решила, кого и как премировать.
Пока же представители высшего класса делили деньги, а вместе с ними и титул в Саудовской Аравии, в самой Испании прошел второй раунд видоизмененного Кубка Испании. По инициативе Рубилеса количество участников увеличилось с 83 до 115 команд, в их число вошли любительские клубы, двухматчевые противостояния остались только на стадии полуфинала, на протяжении всего турнира хозяевами матчей будут команды, играющие в более низком дивизионе, также введена система рассеивания.
На первый взгляд — настоящая социальная политика, где у малышей появляется больше прав, но в действительности выиграли от этой реформы те самые четыре гранда, съездившие в Саудовскую Аравию. В отличие от предыдущих сезонов они не вступили в Кубок Испании вместе со всеми остальными клубами высшего дивизиона, а вышли в 1/16 финала автоматически. И если посмотреть под этим углом зрения, то становится ясно, что одной, а возможно, и главной целью якобы "демократической" реформы Кубка, проведенной Рубиалесом, становится освобождение редких свободных дат в насыщенном календаре для гастролей по Саудовской Аравии с так называемым Суперкубком Испании.
Дмитрий Нечипоренко, футбольный селекционер