Алексей Кумачев Все статьи автора
27 декабря 2019, 12:45 1951

"Кровеносная система для товаров, грузов и пассажиров": гендиректор компании "Магистраль двух столиц" о трассе М-11

Генеральный директор ООО "Магистраль двух столиц" Антон Новиков
Генеральный директор ООО "Магистраль двух столиц" Антон Новиков

Генеральный директор ООО "Магистраль двух столиц" Антон Новиков — о количестве автомобилей, обслуживании автомагистрали в Новгородской, Ленинградской областях и Санкт-Петербурге и о передовом механизме для реализации проектов развития инфраструктуры.

Можно ли уже подвести первые итоги работы 7-го и 8-го участков трассы М-11?

— Количественно — за 2 недели после открытия трассы М-11 по 7-му и 8-му участкам проехали около 270 тыс. автомобилей — это без учета развязки на Софийской улице, где услуги по сбору платы оказывает другая компания. Качественно — благодаря М-11 аварийность на М-10 снизилась вдвое за последний год. С открытием двух последних участков, которые строила, а теперь и эксплуатирует "Магистраль двух столиц", до Москвы можно доехать за 6 часов по суперсовременной дороге.

За несколько лет я много раз проезжал по трассе, сначала по просеке среди болота, а потом по магистрали мирового уровня. Конечно, сейчас испытываю очень теплые чувства, вспоминая, как эта дорога строилась.

Строилась, однако, не без сложностей?

— Как и любой проект такого масштаба. Мы создавали объект с нуля среди лесов и болот. Толщина торфа местами доходила до 6 м — экскаваторы попросту тонули!

Почти на всем протяжении наших двух участков, особенно от Мясного Бора до Тосно, отсутствовали подъездные пути, необходимо было выполнить работы по сооружению притрассовой дороги для доставки материалов. Для понимания объемов строительства: завезено более 22 млн м3 песка. В 2019 году мы должны были уложить более 1 млн тонн асфальтобетона. Любой дорожник скажет, что задача не самая простая, учитывая климатические условия в Петербурге и Ленобласти — лето короткое, дождей много. Но нам повезло с погодой: весна была ранняя, лето практически сухое.

Из сюрпризов — в прошлом году при строительстве моста через реку Ижора были обнаружены археологические артефакты, пришлось останавливать стройку для исследования находок учеными.

До лимита далеко

Какой самый популярный способ оплаты проезда?

— До 70% оплат — транспондерами. На М-11 действует договор интероперабельности: можно использовать любой транспондер платных дорог (транспондер T-pass, транспондер ЗСД, транспондер "Главная дорога", транспондер "15-58 М-11") для безостановочного проезда и получения скидок.

Ожидается ли рост числа пользователей в 2020 году?

— Мы ожидаем увеличения числа пользователей в течение ближайших 6–9 месяцев. Максимальный трафик прогнозируется в летние месяцы.

Сейчас пункт взимания платы на 679-м километре, напротив "Экспофорума", пропускает только в сторону Москвы до 7 тыс. транспортных средств в сутки.

На трассе обещают европейский уровень комфорта. Но в Европе нет таких сложных условий эксплуатации. Как вы подготовились к зиме?

— Закупили более 6 тыс. тонн соли, парк техники готов к зимней эксплуатации. Уже было несколько снежных дней, но вопросов и нареканий работа эксплуатирующей организации не вызвала.

ГЧП для дорог

Строительство М-11 финансировалось при помощи ГЧП. Как показал себя этот механизм?

— Государственно-частное партнерство является одним из наиболее эффективных и передовых механизмов для развития транспортной инфраструктуры в мире. "Магистраль двух столиц" — консорциум, созданный инвестиционным банком "ВТБ Капитал" и французской компанией VINCI Highways, дочерним предприятием VINCI Concessions, также построившим участок дороги от Москвы до Солнечногорска на М-11. Оба акционера обладают богатейшим опытом реализации ГЧП. Весь этот багаж знаний был использован в нашем проекте.

Государственно-частное партнерство позволяет привлекать средства частных инвесторов для развития инфраструктуры регионов, и оно активно используется для реализации крупных региональных проектов, таких как Западный скоростной диаметр в Петербурге или Восточный выезд из Уфы. Объем внебюджетных инвестиций в транспортную инфраструктуру России уже измеряется миллиардами рублей.

В рамках строительства 7-го и 8-го участков М-11 мы впервые привлекали средства негосударственного пенсионного фонда, который позволил получить доходность выше, чем по облигациям федерального займа. Степень защищенности наших ценных бумаг очень высокая, и этот фактор существенно повышает к ним интерес инвесторов.

На ваш взгляд, какие проекты ГЧП для инвестора привлекательнее — региональные или федеральные?

— Федеральные проекты, безусловно, интересны — это всегда имиджевые для властей проекты, в их основе лежит вызов. Но и региональные могут быть не менее привлекательными, значимыми или сложными. Глобальной разницы нет: большая часть крупных региональных проектов финансируется из госбюджета, а значит, такие проекты тоже можно расценивать как федеральные. Однако, учитывая инвестиционный горизонт проектов, который иногда достигает 49 лет и более, в регионах, где многое зависит от позиции администрации, крайне важна преемственность.

Требуется ли, на ваш взгляд, вносить какие-либо изменения в законодательство, направленные на привлечение инвесторов в транспортные инфраструктурные проекты?

— Закон о концессиях, как и все законы, ревизуется, это нормальное явление. При этом ревизии должны быть направлены на формирование справедливого баланса рисков между партнерами, а также на уточнение нюансов и деталей, которые в предыдущей версии закона, возможно, были прописаны нечетко и приводили к определенным сложностям при реализации проекта.

Что же касается непосредственных взаимоотношений между представителем государства и частным партнером, то все регулирует соглашение, которое, в свою очередь, является продуктом договоренности двух сторон. И концессионер, и концедент в процессе переговоров приходят к разумному балансу рисков — касательно распределения ответственности в вопросах передачи земельных участков, выноса коммуникаций, строительно-монтажных работ, компенсационных выплат. Баланс рисков должен быть разумным, иначе инвестор в проект не придет.

Дорогами по экономике

27 ноября — в день открытия 8-го участка — Владимир Путин обсуждал с губернаторами влияние М-11 на экономику регионов…

— Транспортная инфраструктура жизненно важна для экономики страны, это факт. Все населенные пункты, которые располагаются недалеко от М-11, имеют возможность получить дополнительный приток инвестиций. В зоне тяготения трассы будут возникать логистические центры, строиться заводы, открываться новые предприятия. Транспортная инфраструктура — это кровеносная система, по которой перемещаются товары и грузы, пассажиропотоки.

7-й и 8-й участки автомагистрали проходят по территории Московского и Пушкинского районов Петербурга, в Ленинградской области — через Тосненский район, а на территории Новгородской области — через Новгородский и Чудовский районы. Одним из положительных эффектов открытия М-11 можно назвать то, что аэропорт Пулково стал ближе для Великого Новгорода. Если раньше жители Новгородской области испытывали транспортные проблемы и не могли рассчитать точного времени прибытия в аэропорт, то теперь до петербургского авиахаба можно доехать быстрее, чем из некоторых районов Петербурга.

М-11 — это уникальный проект для страны. С точки зрения комфорта и безопасности движения аналогов в России нет. Это обеспечивает и сама дорога конструктивно, и подход к содержанию и эксплуатации трассы. Например, магистраль спроектирована с радиусами поворота, дающими возможность безопасного передвижения со скоростью до 150 км/ч (сейчас разрешенная скорость — 110 км/ч, на отдельных участках — 130 км/ч). Высокий уровень безопасности и комфорта обеспечивает также освещение на всем протяжении 7–8-го участков, широкая разделительная полоса, оборудованная барьерным ограждением для разделения встречных транспортных потоков.

Справка:

Платная трасса М-11 "Нева" проходит от МКАД до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Петербурга. Общая протяженность автомагистрали — 669 км. Официальное открытие последнего (не считая объезда Твери), 8-го участка прошло 27 ноября 2019 года.

7-й и 8-й участки (543–646-й километры и 646–684-й километры) в Новгородской и Ленинградской областях строились в рамках концессионного соглашения между правительством Российской Федерации в лице ГК "Автодор" и ООО "Магистраль двух столиц" (консорциум, созданный инвестиционным банком "ВТБ Капитал" и французской компанией VINCI Highways, дочерним предприятием VINCI Concessions). Общая стоимость строительно-монтажных работ составила 77,4 млрд рублей. Концессионное соглашение заключено на 27 лет — с ноября 2014 года. Общая протяженность 7-го и 8-го этапов трассы М-11 составляет 138 км, здесь расположены 44 путепровода, 17 мостов, четыре транспортные развязки, четыре пункта взимания платы и один тоннель.

Антон Новиков родился в 1978 году в Ленинграде. Ранее занимал руководящие должности в ОАО "Мостострой №6" и ООО "Пуск". Генеральным директором "Магистрали двух столиц" является с января 2016 года.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама