Но не очень понимает почему
Доклад ВБ, посвященный "оценке совокупного уровня благосостояния России", — это то, что в старину называли душеполезным чтением. Во–первых, в нем много вещей, о которых и так знаешь. От ознакомления голова не закружится. Во–вторых, есть там и нечто новое. Это держит интерес. И в–третьих, тон какой–то сердечный. Хоть и банкиры, но весьма гуманные — жалеют наших бедняков и вообще не скупятся на советы, как нам стать здоровыми и богатыми.
А начинается доклад с сообщения, что "впервые всесторонне измерено национальное богатство России". Ладно, допустим.
Богатство России, как и прочих стран, состоит в основном из трех частей: человеческого капитала (то есть знаний и навыков, выражаемых дисконтированными величинами заработков в течение жизни людей), природного капитала (доходов, теоретически извлекаемых из запасов нефти и прочего) и капитала произведенного (недвижимости, оборудования, инфраструктуры). В таких координатах привычный нам ВВП — это ежегодный доход, приносимый богатством страны. Для России он — около 7%.
Легко догадаться, что по сравнению со средними показателями по ОЭСР в российском богатстве заметно ниже доля человеческого капитала (46% против 70%) и выше — природного (20% против 3%).
Но неожидан разрыв в абсолютных величинах. Хотя накопленное богатство, приходящееся на среднего российского гражданина (почти $200 тыс.), сейчас в 1,8 раза выше, чем в 2000–м, оно все равно вчетверо меньше, чем в среднем по ОЭСР. Как деликатно сообщает Всемирный банк, если темпы роста богатства будут такими же, какими были в среднем начиная с 2000–го (3,5%), то на то, чтобы догнать ОЭСР, понадобится еще полвека.
В принципе, можно бы и подождать, но загвоздка в том, что крутой рост богатства пришелся на первое десятилетие, а в последние 5–7 лет индикаторы стагнируют или снижаются. Скажем, величина природного капитала из–за спада нефтецен заметно уменьшилась в абсолютных величинах. Сам вид графиков и диаграмм ненавязчиво подводит к мысли, что особой надежды хоть когда–нибудь догнать страны из клуба богатых просто нет.
Дополнительно огорчает и сопоставление с другими российской "отдачи от богатства". Правда, в среднем по ОЭСР отношение ВВП к богатству тоже 7%. Но страны Восточной Европы, бывшие наши меньшие братья, выжимают из своих активов более высокий доход: Болгария — 10%, Венгрия — 9%, Польша — 9%.
Получается, что наша держава, во–первых, менее богата, чем мы надеялись, а во–вторых, не очень рачительно распоряжается тем, что имеет.
Всемирный банк изображает недоумение: "Показатели образования в России находятся на одном уровне и даже лучше, чем показатели ОЭСР в некоторых областях. Доля рабочей силы с высшим образованием выше, чем в ОЭСР, а качество образования соответствует уровню ОЭСР. Женщины опередили мужчин в доступе к университетскому образованию…"
Правда, затем ВБ отбрасывает притворство и переходит к наставлениям. В основном они банальны: хлопотать о человеческом капитале, сокращать долю добывающих и связанных с таковыми производств, помогать всему креативному, улучшать деловую атмосферу и, конечно, справедливее распределять отдачу от богатства.
Некоторые рекомендации не лишены тонкости: изобразить "активные действия в рамках международной повестки в сфере изменения климата" и под этим неотразимым соусом получить на Западе "содействие в виде технологий, финансовых ресурсов и доступа к рынку". Но в целом это советы, которые без всякой отдачи даются давно и многими.
Так что останемся небогатыми. Не тот климат, извините за модное слово.