"В целях ликвидации ледяных глыб". В Смольном объяснили мотивы резкого увеличения закупок технической соли

Большой проспект. Лёд на тротуаре.
Автор фото: Ваганов Антон
Большой проспект. Лёд на тротуаре.
Автор фото: Ваганов Антон

В правительстве ответили на претензии экологов и жителей, пожаловавшихся на возвращение практики массового использования чистой соли и реагентов, от которых отказались несколько лет назад.

Временно исполняющий обязанности председателя комитета по благоустройству Сергей Малинин ответил на вопросы dp.ru об особенностях уборки города нынешней зимой и масштабах применения соли для борьбы с наледью. По словам чиновника, закупка 100 тыс. тонн соли, что в 5 раз превышает показатели прошлого года, производится не на текущий зимний период, а бессрочно. По условиям договоров поставка вещества, способного оставлять разводы на обуви и автомобилях, будет выполняться исключительно по заявкам дорожных предприятий.
"В текущем зимнем периоде основным противогололедным материалом остается 10-процентная песко-соляная смесь, а при выполнении работ по уборке автомобильных дорог Санкт-Петербурга основной упор будет сделан на прометание и вывоз снега. Техническая соль будет использоваться не в масштабах всего города, а точечно при возникновении необходимости", — подчеркнул Сергей Малинин.
Как пояснил глава профильного комитета, характерной особенностью зимы в Петербурге можно назвать неустойчивые, часто меняющиеся погодные условия с переходом температуры воздуха от отрицательных значений к положительным и обратно с выпадением мокрого снега и дождя. Подобные катаклизмы приводят к таянию снега и, как следствие, образованию гололеда. При данных погодных условиях сохранить устойчивый снежный накат не представляется возможным, в связи с чем в Петербурге в основном используется песко-соляная смесь.
"Необходимо отметить, что основной проблемой, с которой сталкивается подрядчик, выполняющий работы по комплексной уборке автомобильных дорог центральных районов Санкт-Петербурга, является образование наледи на тротуарах под водосточными трубами, а также вдоль зданий, что связано с конструктивными особенностями кровель исторических зданий. Снег на кровлях постепенно тает, вода, стекая на тротуары, замерзает, образуя ледяные глыбы, которые впоследствии достаточно сложно удалять. В целях ликвидации ледяных глыб, для обеспечения безопасного прохода пешеходов указанные территории при необходимости могут быть обработаны технической солью", — добавил Сергей Малинин.
В Смольном заявили, что схема уборки улиц и тротуаров обсуждалась с жителями перед наступлением зимы, часть горожан высказалась за возвращение реагентов. Опросы проводились администрациями районов. По их результатам установлено, что большинство жителей города выступают за применение песка и песко-соляной смеси. Разбрасывание технической соли поддерживают 15% респондентов.
В соответствии с отраслевыми нормативами, комитет по благоустройству вправе применять чистую техническую соль (NaCl), песок, в том числе приготовленную на их основе песко-соляную смесь (10% и 50%), солевые растворы (с содержанием NaCl 20–22%, а также СаСl2 25–27%), гранитную крошку и песчано-гравийную смесь. Выбор применяемых противогололедных материалов зависит от климатических условий, отметили в ведомстве.
"В последние годы для ликвидации гололеда и скользкости на автомобильных дорогах, в том числе тротуарах, преимущественно используется песко-соляная смесь и гранитная крошка. Также во время резких перепадов температур воздуха в целях предотвращения образования гололеда осуществляется превентивная обработка автомобильных дорог жидкими противогололедными материалами (солевыми растворами). Эффективность применения исключительно песка и гранитной крошки для устранения гололеда возможна в случае наличия снежного наката в течение всего зимнего периода", — рассказал Сергей Малинин.
Как сообщал "ДП", по сравнению с прошлым годом власти Петербурга решили заготовить больше технической соли. Если раньше план включал 20 тыс. тонн соли, то сейчас показатель увеличен до 100 тыс. тонн. Такая информация прозвучала во время заседания, прошедшего 28 ноября в Мариинском дворце.
После первого зимнего снегопада в Петербурге снова развернулся спор о том, какими способами необходимо убирать дороги и тротуары. Против возвращения соли выступили руководитель Петербургского велосообщества Павел Хусу и председатель правления Экологического союза Семен Гордышевский, который обратился с открытым письмом в адрес Сергея Малинина и руководителя комиссии по экологии и природопользованию городского парламента Марии Щербаковой. В Северо-Западном межрегиональном управлении Росприроднадзора также категорически не приветствуют использование реагентов.
По мнению руководителя аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анны Климентовой, с помощью только механического прометания улиц полностью убрать снег и наледь в условиях крупного мегаполиса, такого как Петербург, невозможно.
"Для повышения эффективности прометания даже за границей, на которую все очень часто любят ссылаться, дороги обрабатывают реагентами. Это предотвращает уплотнение снега под колесами. Все, что может быть сметено, как раз и должно быть сметено механическим способом. Но если до выпадения снега на асфальте или плитке был лед, то он там и останется. Его нужно растопить", — полагает эксперт.
Расчеты ассоциации показывают, что переход на инновационные реагенты позволяет в 2 раза снизить потребность в специализированной технике, в 2,5 раза — расходы на ГСМ и оплату работы водителей, в 4,5 раза — требуемый тоннаж противогололедных материалов.