Счетчик включен, или Гнев таксистов

 

Вчера в Петербурге митинговали таксисты. Их гнев был направлен в адрес агрегаторов ("они забрали себе все права, а обязанности скинули на плечи водителей") и депутатов, которые то вносят в Госдуму новый закон о таксомоторных перевозках, то выносят его.
По итогам митинга была принята резолюция, которую организаторы мероприятия пообещали передать в администрацию губернатора Петербурга. В документе содержатся требования о включении в зависший в Госдуме законопроект, регламентирующий работу такси, ряда пунктов. А именно: разграничить права и обязанности агрегаторов, запретить им взимать комиссионное вознаграждение более 10%, запретить блокировки водителей, обязать передавать водителю всю информацию о предстоящем заказе до его приема с возможностью отказаться без штрафа, а также ввести запрет на прием на работу в такси лиц, не имеющих гражданства РФ.
Так уж совпало, что накануне митинга ГИБДД обнародовала статистику дорожно–транспортных происшествий с участием такси. За 10 месяцев 2019 года число таких ДТП выросло на 60%, количество погибших увеличилось на 41%, раненых — на 63,9%. Причина роста аварийности очевидна: из–за низких тарифов и высоких комиссий агрегаторов доходы таксистов падают. Чтобы заработать приемлемые деньги, водителям приходится работать по 12–14, а то и больше часов в сутки. Отсюда усталость и как следствие — невнимательность.
То, что властям пора заняться регулированием рынка такси, не вызывает сомнений. Скорее всего, агрегаторов приструнят, водителей начнут контролировать на соблюдение режима труда и отдыха. Но сомнительно, что доходы таксистов в результате этих изменений существенно вырастут.
Ведь тренд на постепенное вытеснение и притеснение человека технологиями никуда не исчезнет. Автоматизация и цифровизация выгодны, поскольку позволяют существенно сократить издержки бизнеса. И поэтому тот же "Яндекс", чей сервис вызывает больше всего возмущений водителей, уже не один год тестирует беспилотные автомобили. И пусть пока идея отказа от человеческого труда в управлении автомобилями выглядит утопией, но через несколько лет это, скорее всего, будет уже не так. И единственный выход из этой ситуации — перестать крепко держаться за баранку, а попробовать себя в чем–то более перспективном.
Андрей Жуков, редактор