Сплошные минусы. Продажи авто в Петербурге продолжают падать вслед за российским рынком

Автор фото: vostock-photo

По итогам года авторынок в городе сократится на 4%, говорят эксперты. Такие же прогнозы звучат и на федеральном уровне. Ожидания от следующего года более оптимистичные, но для восстановления спроса нужны решительные действия государства и увеличение финансирования программ поддержки.

За 10 месяцев с начала 2019 года в Петербурге продали 125,3 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 3% меньше, чем за тот же период 2018-го. В октябре спрос упал еще сильнее — на 6%. Такие показатели фиксируются второй месяц подряд, сообщили в аналитическом агентстве "Auto-Dealer-СПб".
В целом по России цифры схожие. Так, с января по октябрь в стране было продано на 2,2% легковушек меньше, чем в аналогичные даты 2018-го. Продажи коммерческих моделей упали на 2,9%, выяснили в Russian Automotive Market Research. По словам экспертов, отрицательная динамика связана с подорожанием автомобилей и слабой господдержкой. Подробности — в обзоре dp.ru.
"Второй месяц подряд падение продаж составляет 6%, худшая динамика по результатам 1 месяца была только в мае — 7%. По-прежнему наибольший вклад в отрицательные результаты вносят Ford и Nissan. При сохранении нынешних объемов продаж и высокой базе ноября-декабря прошлого года можно прогнозировать, что по итогам 2019 года петербургский авторынок сократится на 4%", — отметил генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин.
По информации агентства, лидером в Петербурге остается KIA, за ним располагаются Hyundai и Lada. В октябре марка показала лучший результат по продажам за 1 месяц в этом году для всех брендов — 1950 авто. В топ-10 продолжает опускаться Ford, закрывший свой завод во Всеволожске. По итогам прошлого месяца американский бренд уступил восьмое место Mitsubishi. Вновь поменялись местами BMW и Nissan, которые ведут борьбу за 11-ю позицию рейтинга.
В топ-20 впервые оказался китайский бренд — Geely. Также на 25-ю строчку поднялся Haval. Таким образом, две марки из Китая претендуют по итогам года на место в топ-25 по объему продаж, чего еще ни разу не случалось на петербургском рынке.
Продажи новых легковых и легких коммерческих авто в Петербурге, январь-октябрь 2019
Источник: Auto-Dealer-СПб
На общероссийском рынке динамика продаж почти такая же. Как подсчитали в Russian Automotive Market Research, за 10 месяцев 2019 года в стране купили 1,270 тыс. новых легковых автомобилей, что на 2,2% меньше, чем за аналогичный период 2018-го. Традиционно лидирующие позиции по объему продаж удерживает Lada, которая в рассматриваемый период реализовала 276,58 тыс. легковушек (+3%). Продажи новых легковых автомобилей KIA и Hyundai, по сведениям аналитиков, сократились на 3,7% и 1,9% соответственно.
Рост продаж новых легковых автомобилей отмечен только в трех регионах из рейтинга топ-20 — в Московской, Волгоградской и Кемеровской областях.
"Продажи легковых автомобилей в октябре и с начала года продолжают снижаться. По нашей оценке, в ноябре и декабре также будет наблюдаться снижение объемов продаж, по итогам года спад может достичь 4%. В следующем году рынок легковых автомобилей может показать рост в пределах 5–10%", — прогнозирует заместитель генерального директора "АСМ-холдинг" Александр Ковригин.
В компании, в свою очередь, сообщают, что в октябре продажи всех новых автотранспортных средств в России снизились на 0,3%, а за 10 последних месяцев ушли в минус на 2,3%.

Спрос сохраняется, возможностей нет

Эксперты заявляют, что меры господдержки в нынешнем году не получили ожидаемого эффекта или были недостаточно профинансированы. По мнению директора по развитию компании "Рольф" Владимира Мирошникова, действие программ "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" распространялось лишь на крайне ограниченный спектр автомобилей с ценой до 1 млн рублей, а также на небольшую категорию покупателей. По его оценке, переломить негативную тенденцию поможет запуск целевых мер стимулирования в среднем ценовом сегменте автомобилей стоимостью от 1 млн до 2 млн рублей, где сохраняется отложенный спрос.
"Причина отрицательной динамики авторынка — постепенный рост цен на автомобили, этот процесс вызван объективными причинами и будет продолжаться. Следующий виток повышения цен можно ожидать уже в начале будущего года. Реальные доходы населения "не успевают" за ценами на автомобили, из-за этого некоторые покупатели вынуждены откладывать приобретение нового автомобиля или отказываться от его покупки. В то же время в России, действительно, накопился отложенный спрос, который тем не менее не может реализоваться без адресных мер стимулирования спроса", — приводит "Автостат" позицию Владимира Мирошникова.
Руководитель направления продаж новых автомобилей ГК "Автомир" Михаил Маракушев согласен, что уровень роста цен на авто, по всей видимости, достиг критической точки, когда уже даже отложенный спрос и господдержка не помогают рынку позитивно развиваться.
"Дилерам "падать" уже некуда: практически никто уже не зарабатывает на продаже самого автомобиля, вся прибыль идет от дополнительных услуг и послепродажного обслуживания. Производители путем демпфирования роста цен пытаются поддерживать спрос в России на новые автомобили, но запас их прочности небезграничен. По сути, изменения нужны не на уровне автобизнеса, а на уровне экономической ситуации в стране в целом", — резюмирует Михаил Маракушев.
Руководитель проектов по бизнес-процессам ГК "АвтоСпецЦентр" Константин Авакян добавил, что отсутствие роста продаж связано скорее не с особенностями конкретных госпрограмм, а с тем, что в 2019 году был существенно снижен объем средств, выделенных на господдержку авторынка. По сравнению с предыдущими 2 годами, когда авторынок демонстрировал рост, общий объем субсидий был в разы меньше: в 2019 году выделено 10,4 млрд рублей и еще около 10 млрд рублей — с 1 июля, включая программу льготного автолизинга. Для сравнения: объемы выделенных средств в 2017-м составляли 68,7 млрд рублей, а в 2018-м — 34,4 млрд рублей. Кроме того, в 2019 году произошло увеличение НДС до 20%.