О дивный новый мир. Что означает реструктуризация "Яндекса"

Автор фото: ТАСС

"Яндекс" нашел компромисс с государством. Ранее чиновники не раз высказывались, что "Яндекс" находится под прямым влиянием иностранных акционеров, которые владеют значительной долей российского проекта. При этом сам "Яндекс" уже давно перестал быть нишевой компанией и превратился в стратегически важную и крупнейшую технологическую корпорацию России.

Перекидывание мяча между "Яндексом" и чиновниками привело к решению о создании независимого некоммерческого Фонда общественных интересов, который возьмет на себя часть управленческих функций компании. В частности, с фондом нужно будет согласовывать передачу интеллектуальной собственности, личных данных пользователей и консолидацию более 10% акций компании. Кроме того, совет директоров фонда сможет временно отстранять гендиректора "Яндекса".
Противоречия между государством и крупными интернет-корпорациями — проблема не только российская. Интернет давно перестал быть нишевой историей и проник почти во все сферы общества. Реструктуризация "Яндекса" — один из примеров того, как в новую эпоху госструктуры пытаются ужиться бок о бок с гигантами, владеющими огромными массивами данных о гражданах и влияющих на многие общественные институты. Подробнее — в материале "ДП".

"Золотая акция" не панацея

Решение о создании Фонда общественных интересов принял совет директоров "Яндекса". Акционеры компании 20 декабря также должны будут проголосовать по данному вопросу, для создания фонда "Яндексу" необходимо собрать голоса "за" от 75% голосующих акций.
Ранее "Яндекс" не раз подвергался критике по поводу того, что большей частью капитала компании владеют иностранные инвесторы, в то время как основное поле деятельности "Яндекса" разворачивается в России.
Летом этого года депутат Госдумы Антон Горелкин внес законопроект, по которому иностранным инвесторам разрешается владеть не более чем 20% акций российских "существенных информационных ресурсов". При этом Горелкин не скрывал, что законопроект в первую очередь написан с прицелом на "Яндекс".
Однако у компании уже существовал механизм ограничения со стороны государства по продаже крупного пакета "Яндекса" иностранным инвесторам — "золотая акция". Сейчас "золотая акция" принадлежит Сбербанку, который обладает правом помешать одному инвестору или группе связанных инвесторов приобрести 25% активов компании.
В своем письме сотрудникам "Яндекса" глава компании Аркадий Волож указал, что "золотая акция" уже не является универсальным инструментом контроля над "Яндексом" — за десятилетие ее существования "Яндекс" вырос многократно и стал глобальным игроком. И именно необходимость в новой версии "золотой акции" привела к решению о создании Фонда общественных интересов.
"Когда-то "Яндекс" был просто одним из бизнесов в одной из индустрий. Затем стал ведущим бизнесом в одной из индустрий, потом — ведущим бизнесом в ведущей индустрии. А потом интернет перестал быть отдельной индустрией и распространился повсюду. Мы вышли в реальную жизнь. Сегодняшний "Яндекс" — это технологическая компания, которая действует в самых разных сферах — от рекламы до транспорта, и далее со всеми остановками. Интернет сегодня — вроде электричества сто лет назад. Продукты "Яндекса" воспринимаются как необходимая часть нашей жизни, а если с ними что-то случается, то это проблема не только компании, но и всего общества. А значит, на нас замыкается общественный интерес", — написал Волож в своем открытом письме (орфография и пунктуация сохранены).
По задумке, Фондом общественных интересов будет управлять совет директоров, в состав которого пригласят представителей крупнейших вузов России — ВШЭ, МФТИ, МГУ, СПбГУ и ИТМО, а также Российского союза промышленников и предпринимателей, фонда управления "Сколково" и фонда поддержки 57-й школы в Москве. Помимо них в совет директоров войдут три топ-менеджера "Яндекса" — сам Аркадий Волож, гендиректор "Яндекса" в России Елена Бунина и управляющий директор Тигран Худавердян.
Представители образовательных учреждений и общественных организаций, судя по всему, будут играть в Фонде роль защитников государственных интересов и интересов общества, в то время как топ-менеджмент "Яндекса" будет представлять интересы бизнеса компании.
Ранее среди различных схем контроля над "Яндексом" рассматривалась передача пакета акций или управленческих функций какой-либо госкомпании, но, возможно, именно состав совета директоров из представителей научной интеллигенции и общественников показался всем наиболее компромиссным вариантом.
Кроме того, Фонду среди прочего передадут "золотую акцию" компании, а сама структура будет учреждена транснациональной корпорацией Yandex N.V. (зарегистрирована в Нидерландах) в Калининграде в форме международного фонда (так называемый российский офшор).

После известия о реструктуризации системы управления "Яндекса" депутат Антон Горелкин объявил о своем решении отозвать инициативу для доработки законопроекта ко второму чтению. Его решение было поддержано в "Яндексе".
Помимо этого, Интерфакс со ссылкой на источник сообщил, что "Яндекс" согласовал планируемые изменения в структуре управления компанией с Кремлем. "Конечно, такие решения не принимаются без согласования с руководством страны, администрацией президента", — утверждает собеседник агентства. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опроверг эту информацию, заявив, что подобные решения находятся в ведении самих IT-компаний: "Это корпоративные дела, и здесь не требуется никакого согласования с Кремлем. (…) Мы не имеем права в это вмешиваться, и самим компаниям решать, какую корпоративную модель управления им применять", — заявил чиновник.

Что ждет "Яндекс"

Большинство экспертов, опрошенных "ДП", считают, что нововведение положительно скажется на интернет-компании. Изменения не затрагивают операционную деятельность "Яндекса", а касаются лишь структуры управления компанией. В конечном итоге создание фонда лишь улучшит ее инвестиционную привлекательность, что в итоге приведет к росту на бирже.
"Изменение структуры акционеров — вопрос, который напрашивался давно и который "Яндекс" прорабатывал в течение определенного времени. Поскольку создание Фонда общественных инициатив не предусматривает каких-либо изменений в операционной деятельности компании, скорее всего, эти новации будут восприняты акционерами положительно. Предложения "Яндекса" учитывают и общественные интересы, и заинтересованность акционеров и сотрудников, но компания намерена вести бизнес как и раньше. Фонд будет иметь право вето на ряд вопросов, но это не будет оказывать влияния на коммерческие показатели. Собственники акцентируют внимание на этом. В случае принятия предложений "Яндекса" стоит ожидать положительной реакции от рынка", — рассказал "ДП" главный стратег компании "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров.
Аналитик ГК "ФИНАМ" Леонид Делицын обращает внимание, что после известия о создании фонда акции "Яндекса" выросли на 6%, хотя на долгоиграющую перспективу эксперт делать прогнозы в отношении корпорации не берется: "Сейчас на стоимость публичных компаний начинают влиять рейтинги корпоративного управления, и тут складывается парадоксальная ситуация. С точки зрения фондового рынка хорошее управление компанией — это не тогда, когда там безраздельно правит ее основатель-визионер, наподобие Марка Цукерберга (Facebook) или Джеффа Безоса (Amazon), а когда работает совет директоров, отражающий интересы всех акционеров, включая и миноритариев. Обычный здравый смысл говорит нам, что одержимый предприниматель, который стремится построить крупнейшую в мире компанию и все средства инвестирует в захват новых рынков, увеличивает стоимость компании в дальней перспективе. Но в рейтингах корпоративного управления выигрывают те компании, где совет директоров больше печется о регулярной выплате дивидендов акционерам и не склонен к рискованным проектам. В этой ситуации структура управления, включающая директоров от вузовского фонда, которые, однако, представляют интересы не вузов, а национальной безопасности, — это очень сложная идея, и на рейтингах управления хорошо отразиться она не может. Впрочем, в случае "Яндекса" все это сработает нескоро", — рассказал он.
С мнением Делицына согласна заместитель руководителя информационно-аналитического центра "Альпари" Наталья Мильчакова. По ее мнению, для инвесторов есть некоторые риски в виде возможного усиления контроля государства над ведущей технологической компанией в России в лице государственных вузов. Поэтому возможной причиной недавнего роста "Яндекса" на бирже является не создание фонда, а объявление "Яндекса" о начале программы buyback на $300 млн.
"В то же время можно отметить, что влияние государства через этот фонд и наблюдательный совет на операционную деятельность "Яндекса" будет минимальным (или минимально необходимым в сегодняшней геополитической обстановке) и интересы миноритарных акционеров оно не затронет. Более существенные вопросы к "Яндексу" могут возникнуть, если когда-либо будет поднят вопрос о смене контролирующего владельца, отсюда и ограничение на немедленную конвертацию акций. То есть нормальной операционной деятельности это не помешает, прозрачность компании не снизится, но перехода контроля ведущего российского поисковика к иностранным инвесторам с Запада (или к отечественным бизнесменам, которые являются слишком активными лоббистами интересов коллективного Запада в России) государство допускать не хочет. Неслучайно владелец компании Аркадий Волож в письме сотрудникам подчеркнул необходимость больше учитывать "интересы страны", — отметила эксперт.
Поэтому, по ее мнению, все стороны данного вопроса поступают верно — и компания, которая с пониманием относится к тому, что государство хочет обеспечить интересы страны, и само государство, которое с пониманием относится к интересам миноритарных акционеров компании. Поэтому и такая оптимистичная ситуация на рынке акций "Яндекса".
Начальник отдела инвестидей "БКС Брокер" Нарек Авакян прогнозирует повышение стоимости ценных бумаг "Яндекса" до исторического максимума (последний составлял 2,6 тыс. рублей за акцию) до конца года: "Я думаю, акционеры "Яндекса" положительно отнесутся к инициативе создания фонда. Это решение фактически является компромиссом с властями, чтобы не ущемлять права иностранных акционеров. По сути, государство пошло на уступки компании, поэтому, на мой взгляд, от этого решения авторитет "Яндекса" в глазах многих инвесторов существенно усилится, особенно зарубежных. Я думаю, что постепенно акции отыграют весь негатив, который возник из-за нашумевшего законопроекта о значимых интернет-ресурсах", — отметил он.

Государство vs интернет

В ситуации с "Яндексом" власти пришли к пониманию того, что излишнее давление и жесткие ограничения могут негативно сказаться на российской экономике, считает аналитик долгового рынка ИК "Иволга Капитал" Илья Григорьев. Поэтому несмотря на то, что создание подобного фонда — нетипичное для российского рынка решение, в текущей ситуации этот компромисс — самый эффективный инструмент.
Осознание того, что глобальные интернет-компании приобретают все большее стратегическое государственное значение и влияние на общество, есть не только в России. В последние годы скандалы не утихают вокруг гигантов Facebook и Google, которых власти США обвиняли не только в незаконном сборе данных пользователей, но и использовании этих данных в коммерческих целях — для таргетированной рекламы и последующей перепродажи этих данных рекламодателям. Помимо этого, в обществе все еще остро обсуждается влияние Facebook на политическую ситуацию в США через рекламные объявления.
В сентябре этого года Google, например, был оштрафован на $200 млн Федеральной торговой комиссией США (FTC) за сбор информации о несовершеннолетних без согласия родителей. По мнению американских чиновников, компания использует YouTube для сбора данных для настройки таргетированной рекламы на площадке.
Ситуация с Facebook несколько сложнее, но она уже давно перешагнула границы обычных корпоративных интересов.
"Угроза, что Facebook разделят на несколько компаний или запретят ему распространять новости, вполне реальна, и Цукерберг обсуждал ее со своими сотрудниками. Целый ряд крупных американских компаний, к примеру Bell Telephone & Telegraph (созданная изобретателем телефона Александром Беллом), проходили через процедуру демонополизации и разделения на несколько компаний", — рассказал Леонид Делицын, аналитик ГК "ФИНАМ".
Но, в отличие от "Яндекса", ни Google, ни Facebook не подвержены риску того, что их контрольный пакет акций достанется иностранным инвесторам: обе компании слишком велики.
"Но если возникают опасения, что, скажем, у китайских или японских инвесторов амбиции по приобретению стратегически важного американского актива имеются, то активизируются конгресс и сенат, не говоря уже о различных госструктурах, и все они используют шанс продемонстрировать заботу о национальной безопасности", — заключил Делицын.