Если автобуса нет, Wi–Fi не спасет

 

Цифровизация городов, и в частности транспорта, решает множество задач. Для пассажирского транспорта наиболее важным представляется повышение удобства для пассажиров. Возможность оплаты проезда с карты или телефона, использование одного проездного в разных регионах, наличие USB–входов для подзарядки, табло со временем прибытия нужного маршрута — все это позволяет пассажирам чувствовать себя комфортнее. Таким образом, решается одна из ключевых задач, которые власти ставят в отношении отрасли, — повышение доли пользователей общественного транспорта.
В Санкт–Петербурге действует система электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) и автоматическая система управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ). Им на смену приходит очередное трудновоспринимаемое название — комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ).
Действующие разработки выполнялись 10 лет назад, их архитектура не предполагала серьезного развития, и во избежание дублирования проще было создать современный механизм с нуля. КИСУ — более совершенная система с интеграцией различных городских ресурсов, в том числе систем управления дорожным движением (АСУДД), комплекса «безопасный город» и других. Новая разработка будет полностью онлайн, что повысит информирование и перевозчиков, и пассажиров. Для последних предусматривается создание личных кабинетов, вероятно, с запуском мобильных приложений. Эти меры помогут осуществлять диспетчерское управление, а также автоматизируют контроль перевозчиков. Последнее особенно актуально в преддверии транспортной реформы, анонсированной на 2020 год. Кроме того, именно автоматизация оплаты проезда дает возможность сократить кондукторов.
В целом Петербург повторяет путь Москвы, но ресурсы столицы позволяют внедрять технологии с полным охватом города. В Ленинградской области же только планируют делать концепцию цифровизации транспорта, и, вероятно, вскоре мы увидим опытный образец. Реализация может растянуться на годы и потребует сотни миллионов рублей. В этих условиях серьезным успехом стала бы полная интеграция системы с петербургской либо распространение последней на область. Пока в этом направлении делаются первые шаги вроде работы «Подорожника» на отдельных областных маршрутах.
Со стороны проектировщиков, анализирующих пассажиропотоки и стремящихся к наиболее полным и достоверным данным, хочется пожелать, чтобы системы определяли точки входа и выхода пассажиров. Это поможет лучше интерпретировать перемещения и принимать решения о необходимости маршрута, подвижном составе, стыковках между различными видами транспорта. Также существуют практики использования данных о числе вошедших пассажиров в совокупности с информацией об оплате ими проезда для направления контролеров.
Набор цифровых сервисов на общественном транспорте может расширяться бесконечно, здесь не существует какого–либо стандарта. Но не следует слишком увлекаться этим вопросом, пока не решены более первостепенные: если автобуса нет 30 минут, то Wi–Fi на его борту мало кого заставит тратить время в ожидании на остановке.
Петр Атаев , директор по развитию ООО " Дорнадзор "