Карашаш Ногаева Все статьи автора
29 октября 2019, 16:41 9376

IT-трансформация. Сбербанк сделал еще один шаг к превращению в технологическую империю

Фото: пресс-служба Mail.ru Group

Сбербанк официально подтвердил, что намерен приобрести долю в "МФ-Технологии" — совместном предприятии Газпромбанка, USM Holdings, "МегаФона" и "Ростеха". "МФ-Технологии" являются держателем акций А-класса Mail.ru Group, с которой Сбербанк собирается создавать проекты в сфере такси и доставки еды.

Таким образом, российский банк стал еще на один шаг ближе к становлению гигантской IT-империи, которая равномерно представлена в разных сферах, так или иначе связанных с технологиями — фудтехе, финтехе, рынке доставки, перевозок и логистики, e-commerce, мобильной связи и так далее.

Сбербанк подтвердил, что планирует приобрести долю в Mail.ru Group

Сбербанк подтвердил, что планирует приобрести долю в Mail.ru Group

267

Кроме того, Сбербанк теперь крепкими узами связан с тремя главными интернет-компаниями страны — "Яндексом", с которым он ведет совместное предприятие ГК "Яндекс.Маркет", Rambler Group, у которой банк в августе выкупил 46,5% акций, и Mail.ru Group.

Какая структура есть у империи Сбербанка уже сейчас — в материале dp.ru.

Компания нового типа

Сбербанк в сторону расширения технологического направления двигают несколько причин — желание диверсифицировать собственные активы и трансформироваться в своеобразную IT-компанию с целью увеличения прибыли, а также быстрый рост финтех-направления, которое все больше и все сильнее изменяет традиционный банкинг.

"Ранее глава банка Герман Греф говорил, что если бы Сбербанк был IT-компанией, ее капитализация была бы в 5 раз выше. Активные M&A сделки с крупными IT-компаниями весьма красноречиво подтверждают намерение Грефа диверсифицировать бизнес", — отметил Нарек Авакян, начальник отдела инвестидей "БКС Брокер".

Одно из самых заметных движений в этом направлении — создание совместных предприятий и проектов, а также покупка долей у большой тройки Рунета — "Яндекса", Rambler и Mail.ru. Несмотря на то, что все три игрока являются прямыми конкурентами, Сбербанку удается аккуратно вписаться в отдельные направления каждой компании.

Сбербанк запустил сервис SberFood для похода в рестораны

Сбербанк запустил сервис SberFood для похода в рестораны

803

Так, с "Яндексом" Сбербанк развивает e-commerce — за последний год банк запустил вместе с "Яндекс.Маркетом" два маркетплейса ("Беру!" и Bringly) и кэшбек-приложение "Суперчек". Вместе с тем после покупки доли в Rambler Group Сбербанк начал развивать в рамках компании фудтех-направление и запустил на днях приложение SberFood. На Mail.ru банк лелеет планы по созданию совместных предприятий в сфере такси и доставки еды.

"Сбербанк не выкупает контрольные доли, даже в совместных предприятиях, а предпочитает пользоваться компетенциями успешных компаний, и такая стратегия гораздо более выигрышная в долгосрочной перспективе. При этом банк не входит в конкурирующие проекты, хотя все перечисленные IT-компании и являются конкурентами, но только в тех сегментах, в которых Сбербанк пока не работает — в основном это сегменты интернет-рекламы", — добавил Нарек Авакян.

Аналитик ГК "ФИНАМ" Леонид Делицын при этом обращает внимание, что сейчас банки испытывают натиск со стороны индустрии финансовых технологий, которая представлена не только стартапами, но и такими крупными компаниями, как операторы сотовой связи, а также и такими гигантами, как Apple, Google и Samsung, вторгающимися в финансовую сферу через свои платежные приложения.

"Также социальные сети и мессенджеры грозят похоронить традиционный финансовый бизнес, анонсируя приложения на основе распределенного реестра, среди которых TON от Telegram и Libra от Facebook. Поскольку пользователи доверяют этим популярным сервисам, у банков могут внезапно возникнуть конкуренты с сотнями миллионов и даже миллиардами клиентов", — считает он.

Поэтому банкам, добавил эксперт, приходится интегрироваться с IT-проектами, создавать крупные IT-подразделения и покупать доли в крупнейших интернет-площадках, если такая возможность предоставляется.

"Сбербанк пытается успеть стать финансовой компанией нового типа, позволяющей клиентам удовлетворять спрос на максимально широкий спектр каждодневных потребностей. Один из логичных путей разрешения проблемы — покупка максимально широкого спектра игроков, каждый из которых применяет свои подходы и может оказаться глобальным лидером. Будет ли он в итоге монополистом? Региональным — возможно, хотя и довольно маловероятно. Не стоит забывать об усилиях других игроков, причем не только в банковской сфере (как TCS) но и из телеком-индустрии", — отмечает другой эксперт — Дмитрий Александров, главный стратег "УНИВЕР Капитал".

По его мнению, конвергенция и развитие на стыках будут основными драйверами экономики, так что однозначно прогнозировать монополизм Сбербанка очень рано: "Олигополия, скорее всего, возникнет в итоге, да — как в глобальной интернет-торговле. Но и тут не ясно, длительным будет этот эффект или нет, как будет меняться дальше среда и регулирование. И главное — все равно оффлайн никуда не ушел и в ближайшее время не уйдет — это новая гигантская надстройка. Как кино над театром, если хотите", — заключил он.

Фото: Коллаж Алены Марченко

Королевства империи

Конечно, утверждать, что Сбербанк в первую очередь сконцентрирован на развитии фудтех-направления, доставки и e-commerce, было бы в корне неверно. Согласно принятой стратегии-2020, банк решил ориентироваться на основные потребности потребителей: дом, здоровье, электронная коммерция и стиль жизни.

Так, в 2017 году банк приобрел 79,6% телемедицинского сервиса DocDoc, который на сегодня представлен мобильным приложением и сайтом. Сейчас на сервисе зарегистрировано более 2 млн пациентов и 160 тыс. докторов, работающих по 40 специальностям.

В том же году Сбербанк запустил собственный сервис поиска, продажи, аренды и покупки коммерческой и жилой недвижимости "ДомКлик".

Банк также был отмечен в создании блокчейн-проектов, проектов по развитию искусственного интеллекта, машинного обучения и искусственного зрения. Например, Сбербанку на 60% принадлежит Dialog Enterprise — компания-разработчик одноименного корпоративного мессенджера. На базе Dialog банк создал "Сберчат" — внутренний мессенджер для сотрудников банка. В 2017 году банк стал обладателем компании-лидера в области систем компьютерного зрения Visionlabs. Наработки компьютерного зрения используются в банкинге для биометрического доступа к финансовым услугам.

"Сбербанк очень велик и расширяется по гораздо большему числу направлений. Однако пресса не может писать только о Сбербанке, ей приходится выбирать крупнейшие направления, а фудтех как раз начал зарабатывать миллиарды. Электронная коммерция и вовсе является хребтом российской интернет-экономики, поскольку она у нас на две трети состоит из оборота магазинов, трэвел-сектора, платежных систем. Индустрия такси раньше представляла собой рынок, где конкурировали тысячи мелких игроков, однако сейчас она стремительно консолидируется. На рынке останется небольшое число игроков, которые могут рассчитывать на прибыль, а поскольку на такси иногда ездят все, объемы будут достаточно большими, чтобы заинтересовать Сбербанк", — считает Леонид Делицын из "ФИНАМ".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама