Такси и второй каршеринг в мире: Яндекс пообещал сохранить темпы роста и руководство

Автор фото: Александр Астафьев/ТАСС
Генеральный директор компании "Яндекс" Аркадий Волож и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в беспилотном такси "Яндекс" на территории инновационного центра "Сколково" во время форума "Открытые инновации - 2018".

"Яндекс" отчитался об ударных темпах роста ключевых направлений. Однако особо в компании отметили успехи не основного бизнеса, а направления машин – сегмент "Такси" почти удваивает выручку, а "Драйв" стал вторым каршерингом в мире. Основатель "Яндекса" пообещал рост выручки по итогам года на 38% и в "дальнейшем руководить компанией".

Консолидированная выручка "Яндекса" (без учета показателей "Яндекс.Маркета") за июль-сентябрь составила 45 млрд рублей, что на 38% больше аналогичного периода прошлого года, следует из неаудированной отчетности по МФСО. После публикации отчетность акции поисковика на Московской бирже выросли почти на 7%, но позже их рост снизился до 0,61%, до 2,104 рублей за бумагу.
Как следует из отчетности, рекламная выручка поисковика за квартал выросла на 21%, до 31,2 млрд рублей, нерекламная выручка составила 31% от всего оборота. При этом доля "Яндекса" на рынке поисковых запросов выросла за квартал, как утверждают в компании, с 55,9% сразу до 56,6% Выручка, относящаяся к сегменту "Такси", за год подскочила практически вдвое — на 89%. Такой рост в основном обусловлен высокими показателями сервиса онлайн-заказа такси, в частности, "увеличения количества поездок и оптимизация бонусов партнерам". "Яндекс.Драйв" — второй каршеринг в мир, заявили в компании.
"Яндекс" в очередной, четвертый по счету раз повысил прогноз роста выручки по итогам 2019 года по US GAAP до 36-38% с прежнего прогноза в 32-36%. Изначально компания обещала инвесторам рост выручки на 28-32%, в апреле повысила прогноз до 30-34%, а затем — до 32-36%. В компании, таким образом, намерены сохранить темпы роста прошлого года: в 2018 году выручка "Яндекса" без "Яндекс.Маркета" выросла на 41% и составила 126,4 млрд рублей.
"В III квартале наша выручка выросла на 38% по сравнению с предыдущим годом. Большой вклад в этот рост внесли поиск и портал, "Такси" и "Яндекс.Драйв". Наш основной бизнес продолжает демонстрировать высокие результаты и хорошую рентабельность, а рост выручки наших бизнес-юнитов и экспериментов остается трехзначным. В III квартале на их долю пришлось 36% в структуре общей выручки компании", — заявил финансовый директор "Яндекса" Грег Абовский.

Лучше прогнозов и слово Воложа

Как следует из отчетности, квартальная выручка "Яндекса" выросла на 38%, до 45 млрд рублей. Скорректированная чистая прибыль "Яндекса" в отчетном периоде выросла на 12%, до 6,9 млрд рублей, однако чистая прибыль снизилась на 1%, до 4,4 млрд рублей. Скорректированный показатель EBITDA вырос на 29%, до 13,9 млрд рублей. Маржинальность EBITDA составила 30,9% против 32,9% годом ранее.
Остаток денежных средств на конец квартала составил 85,4 млрд рублей, включая 25,7 млрд рублей сегмента "Такси". Чистый денежный поток от операционной деятельности за III квартал 2019 года составил 14,7 млрд рублей, а капитальные затраты составили 5,3 млрд рублей.
Численность персонала "Яндекса" выросла на 583 штатных сотрудника. Общее количество штатных сотрудников, по данным на 30 сентября 2019 года, составило 9 588, увеличившись на 6% по сравнению с 30 июня 2019 года и на 8% по сравнению с 30 сентября 2018 года.
Результаты III квартала превзошли прогнозы аналитиков. Так, опрошенные Интерфаксом эксперты ожидали, что квартальная выручка вырастет на 36,3%, до 44,4 млрд рублей, EBITDA — на 27%, до 13,6 млрд рублей, маржинальность EBITDA составит 30,7%. Аналитики "Финама" были чуть более оптимистичны: они ожидали рост выручки на 37%, до 44,6 млрд рублей. При этом показатель EBITDA в отчетности оказался скромнее прогнозов финансистов.
"Для сегмента такси мы прогнозируем рост на 88%, такая динамика предполагает некоторое снижение темпов роста из-за высокой базы сравнения", — отмечали аналитики. Однако "Яндексу" удалось показать выручку для этого сегмента на уровне 89%.
Не отразилось на финансовых показателях компании обсуждение резонансного законопроекта о доле иностранцев в интернет-компаниях, который был внесен в Госдуму депутатом Антоном Горелкиным в конце июля. Документом предлагается ввести понятие "значимый интернет-ресурс". Максимальную долю иностранных инвесторов в капитале компаний, которые владеют такими сайтами, предлагается ограничить до 20%. Влияние на котировки поисковика законопроект оказал уже в октябре, обвалив их на 20%. Позже правительство предложило установить лимит на уровне 50% минус одна акция, восстановив капитализацию поисковика.
25 октября гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож заявил в ходе телефонной конференции, что изменение корпоративной структуры "Яндекса" возможно только при соответствующем решении совета директоров и акционеров компании.
"Если мы будем вносить изменения в корпоративную структуру, это произойдет только с одобрения совета директоров и акционеров. И конечно, мы понимаем, насколько важно сделать все возможное, чтобы не допустить размытия экономических интересов наших акционеров", — сказал он. Кроме того, основатель "Яндекса" подчеркнул, что он "полностью вовлечен в бизнес компании", планирует "и дальше руководить ею вместе с новым поколением лидеров компании и другими членами управленческой команды" (цитата по ТАСС).

Нерекламная треть

В структуре доходов "Яндекса" по-прежнему лидирует реклама: в III квартале показатель вырос на 21% и составил 31,2 млрд рублей. При этом доля "Яндекса" в российском поиске в отчетном периоде выросла до 56,6% против 55,9% годом ранее. Доля поисковых запросов "Яндекса" на Android-устройствах в России составила 52,8% (в июле-сентябре 2018 года — 49,1%). Платные клики на сайтах "Яндекса" и его партнеров в совокупности увеличились на 22% по сравнению с III кварталом 2018 года. Средняя цена за клик снизилась на 2%.
"Мы в очередной раз добились отличных результатов. В III квартале повысились темпы роста числа поездок в "Яндекс.Такси", продолжила расти вовлеченность пользователей "Яндекс.Дзена", а "Яндекс.Драйв" так быстро развивается, что уже стал вторым крупнейшим каршерингом в мире. Мы продолжим создавать новые бизнес-модели, опираясь на наш богатый опыт в сфере технологий. Кроме того, мы будем поддерживать и растить талантливых IT-специалистов в интересах компании и всей страны", — прокомментировал результаты III квартала Аркадий Волож.
Нерекламные продукты приносят поисковику треть (31%) от общей выручки. Еще 9% в структуре выручки приходится на прочие доходы, которые выросли на 169% по сравнению с III кварталом 2018 года. Рост в основном был за счет каршеринга "Яндекс.Драйв" и подписок на медиасервисы компании, а также проектов в области интернета вещей. На долю других направлений и экспериментов пришлось 36% выручки.
В компании особо отметили рост бизнеса "Яндекс.Драйв": сейчас автопарк сервиса насчитывает 16,5 тыс. автомобилей. В начале года "Яндекс.Драйв" занимал третье место в мире по размеру автопарка, сейчас сервис уступает только Share Now (ранее Car2go) — совместному предприятию Daimler и BMW, чей парк насчитывает более 20,5 тыс. автомобилей.
Направление "Медиасервисы" ("Кинопоиск", "Яндекс.Музыка", "Яндекс.Афиша" и "Яндекс.Телепрограмма", продюсерский центр "Яндекс.Студия" и подписка "Яндекс.Плюс") показало рост на 123%, до 924 млн рублей квартальной выручки. Сервисы объявлений ("Авто.ру", "Яндекс.Недвижимость" и "Яндекс.Работа") выросли на 39%, до 1,37 млрд рублей. Другие направления и эксперименты ("Дзен", "Яндекс.Облако", "Яндекс.Драйв", геоинформационные сервисы и "Яндекс.Образование"): выручка — 4,1 млрд рублей, рост на 176%.

Такси вывозит

Сегмент "Такси" ("Яндекс.Такси", Uber Russia, "Яндекс.Еда" и "Яндекс.Шеф", а также разработка беспилотных автомобилей) второй квартал подряд показал положительную EBITDA (170 млн рублей). Выручка сегмента в III квартале выросла на 89% и достигла 9,7 млрд рублей. Количество поездок за квартал сервис увеличил на 59%.
При этом затраты, связанные с сегментом "Такси", увеличились на 136%. "Рост произошел в основном за счет увеличения расходов, связанных с нашим корпоративным предложением такси, и расходов на логистику, связанных с доставкой продуктов питания", — отмечается в отчете. О затратах на покупку агрегатора такси "Везет" не сообщается.
"Прочие затраты на выручку в III квартале 2019 года увеличились на 108% по сравнению с III кварталом 2018 года, что в основном отражает рост расходов, связанных с "Яндекс.Драйвом", нашими инвестициями в контент в медиасервисах, а также нашими инициативами в области интернета вещей", — говорится в отчете.
В июле "Яндекс.Такси" объявила о намерении приобрести программное обеспечение и call-центры группы компаний "Везет" (бренды "Везет", "Лидер", Red Taxi и Fasten). Ожидалось, что по условиям сделки владельцы "Везет" получат до 3,6% акций "Яндекс.Такси" и до $71,5 млн при условии успешного достижения ключевых показателей. После завершения сделки 56,2% "Яндекс.Такси" будет принадлежать "Яндексу", 35,0% — Uber, а 5,3% — сотрудникам в рамках программы поощрения.
Как заявил 25 октября глава отдела юридического департамента "Яндекса" Роман Крупенин, сделка по приобретению активов сервиса "Везет" нужна поисковику для выхода в регионы. Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ведомство провело собственное исследование и позже озвучит результаты. "Эти активы приобретаются, чтобы выходить в регионы, соответственно, увеличивать там объем рынка, спрос, привлекать новых пользователей, расширять деятельность, повышать безопасность перевозок — в общем использовать все возможности по повышению эффективности платформы и совершенствованию технологий", — сказал Крупенин на форуме "Антимонопольное регулирование в России", организованном газетой "Ведомости".
В сентябре инвестбанки на фоне слухов об IPO "Яндекс.Такси" оценили компанию в диапазоне от $7,3 млрд до $8,5 млрд. В частности, согласно оценке Goldman Sachs, стоимость составляет $7,3 млрд (475 млрд рублей) или $7,7 млрд с учетом остатка денежных средств на балансе. Похожую цифру назвала Forbes старший аналитик по телекоммуникационному сектору и медиа/ИТ Sberbank SIB Светлана Суханова. "Мы оцениваем "Яндекс.Такси" в $7,77 млрд", — сказала она. Bank of America в июле оценил стоимость "Яндекс.Такси" в $8,5 млрд. Аналитики UBS допускают рыночную стоимость этого бизнеса поисковика на уровне $8,4 млрд.