Рынок факторинга в России продолжает неуклонно расти. Сегодня этот финансовый инструмент занимает одну из лидирующих позиций и имеет свои четко выраженные формы и тенденции, продиктованные прежде всего потребностями бизнеса. И если еще пару-тройку лет назад к услугам факторинга прибегали в основном предприятия торгового сектора, то сегодня интерес проявляют практически все отрасли, в которых используется отсрочка платежа.
Факторинг вырос из кредитного бизнеса и сейчас находится в лидерах рынка. Его польза очевидна для всех игроков. Для поставщика это источник оперативного финансирования, увеличение продаж, улучшение структур баланса. Среди преимуществ для покупателя: увеличение объема закупок, привлечение новых поставщиков, получение скидок, возможность получения дополнительной отсрочки платежа. И самое главное — отсутствие долговой нагрузки в отличие от кредита. Об этом рассказали представители ООО "ГПБ-факторинг", дочерней компании Газпромбанка, в гостинице "Астория" в Санкт-Петербурге на бизнес-завтраке, посвященном финансовым инструментам и инновационным технологиям в факторинге.
Открывая бизнес-завтрак, первый вице-президент Газпромбанка Оксана Панченко подчеркнула, что сегодня российский факторинговый рынок является лидером по технологичности и количеству инновационных разработок, чутко реагируя на нововведения в финансовой отрасли в целом.
Первый вице-президент Газпромбанка Оксана Панченко
Развитие технологий сыграло немаловажную роль в увеличении спроса на факторинговые услуги — значительно упрощена сама процедура факторинга. Благодаря цифровизации бумажная волокита на всех этапах — от первичного обращения клиента к фактору до получения финансирования — сводится к минимуму. Прошло то время, когда для совершения и обслуживания сделки необходимо было предоставлять большое количество правовой и договорной документации, практически весь документооборот и верификация перешли в цифровую плоскость. Факторинг стал более доступным и технологичным для всех видов бизнеса: малого, среднего и крупного. Стоимость же факторингового финансирования для компаний МСБ гораздо ниже, чем кредитование. Это дает существенный импульс для развития.
Существуют разные схемы факторинга. ООО "ГПБ-факторинг" работает с полным спектром услуг на территории России для разных отраслей народного хозяйства. Продукт может модифицироваться под конкретного клиента или задачу, будь то расчеты с налоговыми органами, ЖКХ или зарубежными поставщиками. Сейчас возможно реализовать практически любые схемы под различные потребности бизнеса. Наиболее часто применим вариант без регресса, при котором риск неплатежа по задолженности принимает на себя организация, предоставляющая факторинговые услуги.
Один из последних трендов — агентский факторинг. "Это продукт, который стал очень востребованным нашими клиентами в течение последних 2 лет, — отмечает генеральный директор ООО "ГПБ-факторинг" Елена Молоканова. — Используя данную схему, покупатель может рассчитываться с неограниченным количеством поставщиков, получая при этом дополнительную отсрочку платежа. Фактор заключает с покупателем агентский договор на финансирование его поставщиков, при этом заключать соглашения с каждым из поставщиков не требуется".
По мере необходимости, добавляет эксперт, покупатель направляет фактору реестр поручений с наименованием компаний и требуемой суммой финансирования. Фактор перечисляет поставщикам денежные средства. При этом поставщиками могут быть и компании с небольшой выручкой из сегмента малого и среднего бизнеса. Налицо удобство, колоссальная экономия времени и ресурсов.
Важно и то, что агентский факторинг можно применять не только при оплате товаров и услуг, но и при перечислении, например, авансовых платежей в оплату за газ, электроэнергию и т.п. Сегодня многие компании активно используют агентский факторинг в своей продуктовой линейке.
Особняком, отмечают в "ГПБ-факторинг", стоит государственный сектор. Недавние изменения в законодательстве, в частности в Гражданском кодексе, позволили поставщикам по госзаказу заключать договоры факторинга. Это дало толчок для выхода игроков малого и среднего бизнеса, что неизбежно ведет к росту оборота факторингового рынка в целом.
Чтобы предпринимателям было удобнее решать вопросы, связанные с факторинговым обслуживанием, не только через Москву, но и непосредственно с представителями в регионах, в этом году "ГПБ-факторинг" открыл обособленные подразделения в Санкт-Петербурге, Уфе, Краснодаре, Казани, Новосибирске и Нижнем Новгороде.