08:1023 октября 201908:10
112просмотров
08:1023 октября 2019
Вчера комитет по федеративному устройству Государственной думы поддержал законопроект, наделяющий регионы и муниципалитеты правом возродить вытрезвители. Документ не только регулирует работу таких объектов, но и допускает их создание частными инвесторами. Система медицинских вытрезвителей, созданная в СССР в 30–40–х годах XX века, была полностью ликвидирована к 2012 году. Нетрезвых граждан с тех пор направляют в медицинские учреждения. Но в состоянии легкой и средней степени алкогольной интоксикации квалифицированный уход не нужен — только наблюдение. При этом плата за него не включена в Программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, то есть фактически речь идет о нецелевом использовании бюджетных средств.
Гораздо более серьезная проблема для государства состоит в другом. По данным комитета, сейчас по причине алкогольного опьянения в стране ежегодно гибнет более 50 тысяч граждан, в основном трудоспособного возраста. Из них только от переохлаждения — 8–10 тысяч. А количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения с 2011 по 2018 год, возросло на 34,9% (в 2017 году — 352 062, в 2018 году — 326 269, это 36,4% и 35% соответственно от общего числа преступников). То есть отсутствие вытрезвителей не только провоцирует рост преступлений, но и пагубно влияет на демографию и даже доходы государства.
По данным общероссийских соцопросов, за восстановление системы медвытрезвителей в стране выступают более 80% населения — тема оказалась близка почти каждому. Решить столь банальную проблему, оказалось, можно только на уровне Федерации, поскольку ни у органов государственной власти субъектов, ни у органов местного самоуправления нет полномочий по организации деятельности вытрезвителей. Для этого нужно принимать поправки сразу в несколько федеральных законов.
Отметим, что бюджеты на создание полноценной сети тоже не предусмотрены, поэтому к проекту собираются привлечь частников — на основе государственно–частного и муниципально–частного партнерства.
Евгения Иванова, журналист