Плавучие экологические станции будут принимать воду, загрязненную нефтепродуктами.
При расположении станций приема льяльных (загрязненных) вод будут учитывать объем транспортного потока на разных участках Невы, удобство подхода, иные логистические факторы. Всего планируется установить пять станций в разных точках города. Предполагается, что суда построят и примут в эксплуатацию уже через год. Согласно данным ГУП "Пиларн", на проект потребуется порядка 150 млн рублей.
Дело в том, что во время эксплуатации любого судна на дне трюма неизбежно скапливается вода. Из–за постоянной работы топливных насосов она значительно насыщается нефтепродуктами. Прямой сброс такой воды в акваторию приводит к загрязнению и появлению нефтяных пятен.
Согласно городскому закону и санитарным требованиям, льяльные воды следует выгружать только в специальных пунктах приема и обезвреживания. Сейчас в городе официально обслуживаются 53 судовладельческие организации. Как рассказали в городском комитете по природопользованию, наибольшее количество судовых отходов поступает с туристических судов класса "Фонтанка" и "Москва" (до 2,2 т единоразово).
По итогам сезона 2019 года в городе было сдано 509 т льяльных вод с 200 судов. Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов утверждает, что "судовладельцы ответственно относятся к проблеме приема льяльных вод". При этом экологи регулярно фиксируют нефтяные пятна в городских водоемах, утверждая, что виной тому — недобросовестные судовладельцы, незаконно сбрасывающие льяльные воды вдали от экологических станций. Однако официально поймать за руку конкретного нарушителя практически невозможно.
В пресс–службе ГУП "Пиларн" рассказали, что в качестве экологических плавучих станций будут по факту использоваться модифицированные несамоходные баржи. Их оснастят емкостями для размещения отходов и специальным оборудованием для приема вод (вакуумные насосы, сепараторы, очистные установки). Водному транспорту достаточно будет отследить местоположение станции, пришвартоваться и специальным насосом откачать воду из трюма. На предприятии посчитали, что разбить сеть станций дешевле и эффективнее, чем ликвидировать точечные загрязнения в местах разлива нефтепродуктов.
Эксперты поясняют, что подобные технологии в других регионах тоже существуют, но применить их в Петербурге не получилось бы: чаще всего эти станции банально не соответствуют особенностям города (например, не проходят под низкими мостами). Когда станции будут установлены, их подключат к городской системе "Водоканала".