Загадочный пилотаж. Авиакомпания "Россия" оптимизирует работу за 332 млн рублей

Автор фото: Vostock-Photo

Авиакомпания "Россия" улучшит работу собственных экипажей, оптимизируя систему их планирования. Она была готова заплатить за это 400 млн рублей, но в итоге цена контракта составит 332 млн рублей.

Как следует из материалов официального портала госзакупок, программно–аппаратный комплекс "Оптимизатор ресурсов членов летного и кабинного экипажей" за 321,9 млн рублей (без учета НДС) поставит "России" системный интегратор АО "Интегро Текнолоджиз", входящий в ГК "Рамакс". Начальная стоимость составляла 400 млн рублей.
В конкурсе участвовало также ООО "Иннодата" — резидент наукограда "Иннополис", но его предложение оказалось выше по цене.
В авиакомпании "Россия" пояснили "ДП", что закупаемая продукция необходима для "автоматизации и оптимизации трудоемких производственных процессов центра планирования".
"Речь идет о расширении существующего программного обеспечения. Уменьшаем потери рабочего времени, повышаем эффективность планирования экипажей", — пояснили в пресс–службе, добавив, что будущий экономический эффект еще не рассчитан.
Сейчас авиакомпания ограничена в использовании некоторых автоматических функций, в том числе по проверке легальности назначений пилотов по массиву параметров. Это приходится выполнять сотрудникам вручную. Также планируется интегрировать закупаемое ПО с имеющимся софтом OpenSkу, разработанным в 2005 году ОАО "РИВЦ–Пулково".
Генеральный директор компании–разработчика Валентин Головченко в разговоре с "ДП" не смог вспомнить цену контракта. О проведении нынешнего конкурса он не знал. "Начальную стоимость оценить сложно, условия конкурса не видел. Если речь идет об отечественном ПО, то, может быть, это и много. Но если о зарубежном, то нормально. Хотя по функционалу они сопоставимы", — сказал Валентин Головченко.
Примечательно, что в прошлом году "Россия" потратила больше $1 млн на совместимость информационных систем посредством внедрения интеграционной шины IBM APP и поставку лицензии IT–гиганта. Победителем в обоих случаях было признано АО "Интегро Текнолоджиз", которое на своем официальном сайте сообщает, что специализируется на решениях американских Sabre и IBM.
В авиакомпании "Россия" не стали комментировать возможность использования продукции американского производителя. На момент публикации "ДП" не получил ответ АО "Интегро Текнолоджиз".
Закупка предполагает работу поставщика в двух столицах: в Москве планируется работа программистов, а оборудование, включая два сервера и два коммутатора, отправят в Санкт–Петербург. Подрядчик должен исполнить контракт в течение 20 месяцев, а затем еще 5 лет содержать и обслуживать систему.
Оптимизировать планируют сбор и обработку статистических данных как о каждом сотруднике, его квалификации, наличии визы, так и о маршрутах самолетов. Эта информация должна помочь в комплектации экипажей, расчете рабочего времени, обучения и отдыха, а также в отслеживании срока действия различных документов.

За бренд надо платить

Начальную цену конкурса игроки авиационного IT–сектора называют весьма существенной и связывают это именно с брендом производителя.
"Готовых отечественных решений пока нет, — отмечает Александр Белей, гендиректор ООО "Аэронавигатор" (разрабатывает ПО для авиакомпаний). — Оптимизаторы с точки зрения математики должны принести пользу. Возможно, это выстрелит и принесет большую выгоду, но есть сомнения, что эффект от внедрения продукта покроет затраты. И вообще проблема, на мой взгляд, не столько в наличии или отсутствии оптимизатора, сколько в дефиците летчиков: у нас в стране и так нагружают летную команду по максимуму".
Алексей Гришин, заместитель генерального директора ООО "Мираж" (разработчик ПО в сфере транспортной логистики), подчеркивает, что запрета на внедрение иностранного ПО в России нет.
"Ведь государственной тайны тут никакой нет, — объясняет он. — Решение подобных задач возможно в течение 2 месяцев: аналоги софта в стране существуют. Другое дело, что возможны нюансы в отношении дополнительных требований и оборудования. Честно говоря, технологически задача по распределению экипажей уже давно решена и применяется во многих крупных авиакомпаниях".
Отметим, что в 2018 году о внедрении системы планирования оборота рейсов для экипажей рассказали в компании Utair. Там оценили эффективность за полгода использования софта в 31,3 млн рублей. Договор подписывали с подразделением Boeing Commercial Airplanes — компанией Jeppesen.
По данным информационно–аналитической системы "СПАРК", компания зарегистрирована в Москве с 2001 года, ее поровну делят Борис Оникул и Лев Разумовский. Они также владеют несколькими петербургскими компаниями. Портфель госзаказов "Интегро Текнолоджиз" превышает 700 млн рублей, включая контракты с "Аэрофлотом", Федеральной пассажирской компанией, "Автодор–Телекомом" и Петербургским метрополитеном.