Эксперт Softline: «Вузам необходимо менять подход к цифровизации»

Цифровизация высших учебных заведений Северо–Запада и Санкт–Петербурга в частности идет чуть медленнее, чем в Москве, но значительно опережает другие регионы.

Руководитель отдела по работе с системой образования компании Softline в СЗФО Алексей Щербаков рассказал о том, какие технологии они внедряют и что нужно менять в организации ИТ–проектов.
Большинство вузов в СЗФО активно внедряют новые технологии: создают электронные библиотеки, интегрируют системы учета абитуриентов и студентов и в целом стремятся перейти в формат единого цифрового пространства.
Все больше становится популярной концепция индивидуальной образовательной траектории, когда у студента в личном кабинете консолидируется вся необходимая информация о нем: кафедра и специализация, выбранные дисциплины, посещаемость, оценки, курсовые и другие работы студента, его увлечения вне учебы.
Особый интерес у вузов сегодня вызывают системы прокторинга. Технология зародилась в сфере коммерческого бизнес–обучения, но очевидно, что контролировать процесс сдачи экзаменов «дистанционных» студентов, исключая списывание и помощь третьих лиц, нужно и в государственных образовательных учреждениях.
Локомотивами внедрения инноваций на Северо–Западе являются технические вузы и те университеты, в которых есть ИТ–кафедры: ИТМО, ГАСУ, РАНХиГС, РГПУ им. А. И. Герцена, СПбПУ. Планомерно и поступательно движется в сторону цифровизации СПбГУ.
К сожалению, в некоторых образовательных учреждениях даже при наличии финансирования проекты по информатизации реализуются «для отчетности»: закупленное оборудование и системы не используются или используются не в полной мере. Не решается главная задача — повысить качество образования. Такие ситуации возникают там, где нет единого подхода и точки принятия решений.
Команда Softline по работе с академическими организациями в этом году реализовала несколько проектов по аудиту ИТ–инфраструктуры в российских вузах. Оказалось, что в среднем 20–30% существующего ИТ–парка вуза не используется либо находится в нерабочем состоянии.
Кроме того, в большинстве университетов еще сохраняется восприятие ИТ–отдела как обслуживающего подразделения. Большая часть времени сотрудников уходит на поддержание существующей инфраструктуры.
Я уверен, что можно изменить существующее положение дел! История взаимодействия с нашими постоянными заказчиками показывает, что, начиная с точечных небольших поставок оборудования или специализированного софта, мы становимся доверенным партнером и советником в разработке концепции цифровой трансформации вуза.
Например, один из наших крупных заказчиков оценил все преимущества cloud computing и в данный момент реализует проект по переводу ИТ–инфраструктуры в облако. Это позволит более гибко управлять существующими ресурсами и в дальнейшем наращивать мощности в соответствии с изменяющимися потребностями. А другой университет пошел наоборот по пути построения физической ИТ–инфраструктуры и строительства дата–центра, потому что для его потребностей этот подход более актуален.
Необходимо понимать, что реализация цифровой трансформации вуза невозможна без предварительного анализа существующей инфраструктуры. И эту работу можно доверить только опытным и грамотным ИТ–экспертам. По итогам аудита разрабатываются рекомендации, создается дорожная карта, а главное, разрабатывается стратегия цифрового развития на несколько лет. Поэтому аудит ИТ–инфраструктуры — это фундамент цифрового университета.