Считается, что друзьям не стоит совместно организовывать бизнес, — слишком велики риски испортить отношения в процессе совместной деятельности. Особенно когда дело дойдет до прибыли, которую надо будет делить. Тем не менее есть удачные примеры, когда в процессе зарабатывания денег дружба не только не разрушается, но и крепнет. Разумеется, при соблюдении определенных условий.
Алекс Бланк и Джулио Д'Эрме сначала и не думали, что кулинария станет важной частью их жизни. Один занимал должность коммерческого директора, другой — вице-президента по маркетингу. Но любовь к отличной кухне и дружба помогли обоим создать проект кулинарной студии CulinaryOn, которая сейчас имеет представительства в разных уголках планеты от Петербурга до Сингапура. О том, как пронести дружбу через все тернии бизнеса и не потерять партнера, несмотря на разногласия, "ДП" рассказал один из основателей проекта CulinaryOn Алекс Бланк.
Любовь к Италии
Джулио Д’Эрме и Алекс Бланк познакомились в 2000 году, работали в одной компании, связанной с бытовой техникой. И позже укрепили свою дружбу во время обучения на Executive MBA в Гарварде. По словам Алекса, обоим будущим бизнес-партнерам во время деловых встреч не хватало возможности для общения.
"Нам хотелось реализовать пространство, которое объединяло бы людей во время переговоров и способствовало неформальному общению. Мы не хотели сидеть по разные стороны стола. Когда люди делают что-то вместе, они становятся в большей мере командой", — отметил Бланк. Идею поддержал Владимир Садовин, бизнесмен и друг Алекса и Джулио.
Три друга были большими поклонниками итальянской кухни, к тому же бизнесмены провели какое-то время своей жизни в Италии, с которой у них были связаны самые теплые воспоминания. Так и родилась идея CulinaryOn. Для своего проекта Д’Эрме и Бланку пришлось продать свои дома, при этом трое бизнесменов продолжили работать по своим основным профессиям, а будущему CulinaryOn они уделяли все свое свободное время и выходные. В проект было вложено около 30 млн рублей.
"Было, конечно, страшно. Но страх — это не плохо. Мы достигаем каких-то высот, когда боимся не успеть что-то не реализовать. Мы же хотели вместе осуществить нашу мечту и рискнули", — рассказал Алекс.
Над всем работали сами — подбирали персонал, делали рекламные кампании. В итоге трио друзей открыли свою первую кулинарную студию в Москве с командой 15 человек в ноябре 2012 года.
Владимир Садовин, Алекс Бланк и Джулио Д’Эрме
Кулинарный Диснейленд
Бизнес стартовал легко, первые инвестиции, вложенные в открытие, окупились довольно быстро. Поэтому партнеры решили расширить свой проект. Но уже к 2014 году геополитические изменения и санкции заставили бизнесменов задуматься, куда двигаться дальше, и партнеры решили сделать свою сеть международной. Перебрав несколько вариантов, Джулио и Алекс поняли, что самый оптимальный выбор — Сингапур.
Они нашли помещение 650 м2 и открыли четыре студии в одном месте. Сингапур же стал для партнеров одним из самых трудных городов.
"Мы не рассчитали культурную разницу. Для жителей Сингапура кулинарные мастер-классы — непривычный формат. Фактически мы занимались там образованием нового рынка. Сингапур — гастрономическая Мекка Юго-Восточной Азии, но только в аспекте потребления, а не обучения готовке. Поэтому у них отсутствует культурный код "давайте готовить все вместе", — рассказал Алекс.
Тем не менее компании удалось завоевать сингапурскую аудиторию, и в результате CulinaryOn прозвали "Кулинарным Диснейлендом". С первым же открытием в этой стране у партнеров связана забавная история.
"Мы заказали стулья для новых студий, но забыли заказать сборку этих стульев. На следующий день должно было быть открытие и первое мероприятие. В итоге мы провели несколько часов, чертыхаясь на чем свет стоит и собирали сами эти стулья", — вспомнил бизнесмен.
Дружеские лайфхаки
Алекс Бланк отмечает, вести бизнес с другом — особое искусство. Так или иначе вы всегда будете в чем-то не согласны, о чем-то будете спорить и из-за чего-то ссориться.
"У вас могут быть разные взгляды на то, как развивать бизнес. У вас может быть разное эмоциональное состояние в зависимости от того, что сейчас происходит в вашей жизни. Чем больше времени вы работаете вместе, тем больше вероятность конфликта", — считает Алекс Бланк.
Но при этом они с его партнером Джулио Д’Эрме смогли найти способ сохранить и дружбу, и бизнес. Оба бизнесмена дополняют друг друга в работе — Бланк отвечает в компании за финансы и продажи, а Джулио — за маркетинг.
"Когда есть уважение и доверие друг к другу, можно избежать любых конфликтов. Потому что вы понимаете, в чем вы друг друга дополняете", — отметил Алекс.
Помимо этого, при создании компании оба партнера подписали соглашение акционеров, в котором подробно обозначили, как они должны вести себя в разных ситуациях, в том числе при конфликтах, а также какие последствия могут быть в случае, если партнеры разойдутся. Алекс шутит, что это соглашение во многом напоминает брачный контракт.
"Многие юристы считают, что брачный контракт помогает сохранить семьи, потому что люди понимают, что могут потерять. В нашем случае то же самое. Но при этом все-таки ни один контракт не спасет вас, если у вас отсутствуют доверие и уважение к бизнес-партнеру", — отметил Алекс.
В Петербурге с любовью
Один из самых комфортных городов, в котором сейчас бизнесменам приятно работается, — Петербург. Алекс Бланк признался, что самые высокие отзывы по мероприятиям и мастер-классам CulinaryOn как раз отсюда.
Сейчас в Петербурге работает четыре студии, открытые в прошлом году. Только за первую половину 2019 года CulinaryOn провел здесь 556 мероприятий. При этом Алекс отметил, что их проект не только про готовку.
"В Петербурге мы проводим мероприятия и вечеринки разных форматов: кулинарные мастер-классы, коктейльные и арт-вечеринки, игры и интеллектуальные квизы", — рассказал бизнесмен.
По оценке Алекса, до конца года в копилке CulinaryOn будет порядка 1 тыс. мероприятий, проведенных в Петербурге.