Качество бонусом. О динамике развития Китая

 

В среду обнародована информация, что впервые больше всего активов Банка России за рубежом размещено в Китае (13,4% всех активов, или $65 млрд из $487,4 млрд). Раньше превалировали бумаги США. И дело тут не только в геополитике. Налицо динамика самого Китая. Сужу об этом на личном опыте: компания, которую я консультирую, занимается промышленным оборудованием. На старте партнерами по поставкам нужных изделий были европейцы — Германия, Испания, Италия. С начала 2010–х ведем бизнес с Китаем. И вот что там увидели. Тезис: делаем быстро, дешево и плохо, безусловно, относится к китайскому ширпотребу, но это "не наш рынок". Для нас Китай — это конкуренция между большим чиcлом производителей. Каждый из которых ведет беспрерывную борьбу за качество, то есть — за покупателя. Отсюда бонусы: повышенное внимание к каждому потенциальному партнеру, индивидуальный подход, высокое искусство переговоров (для надежных покупателей сформируют особую цену), чрезвычайно щепетильное отношение к пунктам договора, касающимся сроков, гарантий и качества. В случае ошибок продавец несет все расходы по их исправлению, включая транспортные! Прямо как в учебнике для первокурсников по маркетингу.
В промышленном производстве роботов задействовано в разы больше, чем в Европе. (Это личное впечатление. Была и в Италии, и в Испании.) Интересно, что зарплаты рабочего класса сопоставимы с российскими. А вот персонал ИТР оценивается в 2–3 раза выше, чем у нас. С них и особый спрос. Понятие "человеческий фактор" на производстве в Китае отсутствует. И в этом нет ничего "людоедского". Если на конвейере выдается брак, значит, технологическая цепочка выстроена неверно.
Надежда Мадзалевская, бизнес–консультант