09:4702 октября 201909:47
92просмотров
09:4702 октября 2019
Программы подготовки в области беспроводных систем передачи информации, содержащие изучение систем 5G и интернета вещей, появились в стране только в последние годы. Это магистерские программы, которые сегодня развиваются в очень небольшом количестве университетов (около десяти), что, конечно, совершенно не соответствует масштабам и значению данного научно–технического направления.
Однако открыть магистерскую программу в области систем 5G не так просто, как может показаться, даже для тех университетов, которые успешно готовят специалистов в родственном направлении (инфокоммуникационные технологии и системы связи).
Дело в том, что системы 5G (а чтобы не отстать от мировых стандартов, нужно держать в уме уже и системы 6G) включают в себя не только традиционную проблематику телекоммуникационных сетей, но и многие вопросы квантовой физики, наноматериалов, криптографии, нетрадиционные разделы математики.
Подготовка требует знаний в технологиях искусственного интеллекта, больших данных, предсказательного моделирования. Очень ограниченное число ведущих университетов страны обладает нужным набором компетенций.
К сожалению, даже недавно открытые магистерские программы уже требуют переработки, так как само поле беспроводных систем интенсивно меняется в соответствии с запросом мировой практики. По крайней мере мы в ВШЭ уже модернизируем магистерскую программу "Интернет вещей", хотя она открыта 2 года назад.
ВМИЭМ ВШЭ (основном инженерном подразделении), где, собственно, и развивается направление 5G / 6G, внедрена проектная модель обучения, в рамках которой начиная с 3–го курса вводится обязательный предмет — проектная работа. Это не инициативная работа студентов, а обязательная дисциплина, включающая все элементы проектной работы — от технического задания до создания прототипа. В рамках этой деятельности в прошлом учебном году выполнено около 100 проектов в интересах индустриальных и академических заказчиков.
Среди этих проектов есть несколько в области интернета вещей, который неотделим от беспроводной связи. Это и вполне локальные проекты — умные парковки, умные примерочные. Есть и проекты, ориентированные на конкретные задачи МТС и "Ростелекома".
Сейчас в стране есть разного рода фонды и конкурсы, бизнес–инкубаторы, в которых отрабатываются студенческие проекты. Однако когда речь идет о проектах в 5G, нужно серьезное оборудование, которое в России практически не производится. Это большая беда, потому что все наши усилия без этого оборудования обречены на провал.
Главной является не проблема образования, а проблема отрасли связи в целом. 5G развивается в стране очень тяжело, с большим отставанием от мировых лидеров. В области разработки решений, алгоритмов, теории мы ни от кого не отстаем. Более того, иностранные заказчики готовы платить деньги за наши решения. Но материальная база и особенно уровень развития внутреннего рынка средств связи таковы, что наши решения не могут быть нами же использованы.
Евгений Крук, и.о. директора Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова
НИУ ВШЭ