Избавление близко. Мировой спад вылечит Россию от нефтезависимости

Автор фото: EPA/Vostock-Photo
Рискованный сценарий не обязателен, но более реален, чем когда– либо в этом десятилетии.

Если верить ЦБ, мировой спад может уже в 2020–м вылечить Россию от нефтезависимости.

Мечты иногда исполняются самым неожиданным образом. Всю прошедшую часть XXI века размышления о так называемом нефтяном проклятии, павшем на нашу страну, были одним из любимых занятий интеллектуалов.
И вдруг Центробанк как бы между прочим сообщает, что избавление российской экономики от этого бремени не только возможно, но даже, пожалуй, и близко. Не исключено, что ждать осталось считаные месяцы.
Разумеется, ЦБ объявляет об этом не напрямую. В документе с длинным названием, которое не обязательно запоминать, просто излагаются экономические сценарии на 2020–й и последующие годы. И в том из них, который считается главным (базовым), все идет примерно так, как и шло.
Но есть там и рисковый сценарий, подразумевающий, что уже в начале 2020–го грянет очередной всемирный кризис — с 2%–ным спадом ВВП в США и еврозоне, остановкой роста китайской экономики и, самое для нас интересное, обвалом нефтецен. В среднем за 2020–й — до $25 за баррель Urals, а в самые горячие моменты даже и до $20.
Да и в последующие пару лет нефть хоть и подорожает, но несильно. С поправкой на инфляцию доллара это возврат в ценовой коридор 1990–х.
Вероятность такого поворота событий ЦБ оценить не пытается, но напоминает, что на близость мировой рецессии указывают многие признаки в разных краях. И что ее дополнительно приближают торговые войны американцев с китайцами и европейцами, а также возможность Brexit в конфликтной версии. Не говоря о том, что от массированных закупок иранской нефти Китай удерживает только надежда продвинуться на торговых переговорах с США. Если же она не оправдается, то бойкот Ирана будет сорван, его нефть польется в КНР, и мировые энергоцены полетят вниз.
То есть рисковый сценарий хоть и не обязателен, но более реален, чем когда–либо в нынешнем десятилетии.
ЦБ изображает его так. Нефть подешевела раза в три и почти не дорожает. Движение вниз российского ВВП начинается в первом квартале 2020–го, а в третьем спад достигает уже 4%. Годовая инфляция поднимается до 8%. Экспортная выручка уменьшается за год на 40%, а ввоз товаров по импорту — на 30%.
Рубль дешевеет, но своими прикидками масштабов девальвации, которые, конечно, у него заготовлены, Центробанк с нами не делится.
Впрочем, на этом ужасы рискового сценария и кончаются. Если верить ЦБ, то уже в начале 2021–го спад прекратится, продлившись тем самым всего год. И в целом за кризисный 2020–й российский ВВП уменьшится всего на 2%. И на столько же съедут вниз расходы на конечное потребление домохозяйств.
Реальны ли столь умеренные лишения народа, если оценочный товарный импорт ($177 млрд) откатится в 2020–м по реальному счету к уровню 2006–го? И возможно ли столь быстрое окончание спада вопреки тому, что нефть в этом прогнозе даже и в 2021–2022–м будет стоить всего $31–35?
ЦБ докладывает: да, реальны, и да, возможно. Третий по счету в XXI веке хозяйственный спад станет в его изображении не таким глубоким, как в 2009–м, и не таким долгим, как в 2014–2016–м. А нефтезависимость будет вылечена. Прямо эти слова не сказаны, но цифры сами говорят.
Верить ли этим выкладкам? Думаю, частично. Как любому документу, который адресован начальству и составлен так, чтобы не вывести его из берегов.
Но ведь нефтецены сейчас вдвое меньше, чем были 6 лет назад, а экономика держится, хоть и не цветет. Почему бы ей не вытерпеть такую экзекуцию еще разок? В жизни это обойдется дороже, чем в сценарии. Но сам–то кризис действительно недалек.