Несложный экспорт

Лидеры экспорта Северо–Запада — по–прежнему компании с не очень высокой добавленной стоимостью

И вряд ли это кого–то удивит. Согласно данным таможни, половина всех поставок из Северо–Запада приходится на минеральные продукты, в том числе топливо–энергетические товары. Второе место — металлы и изделия из них (22%). Доля продовольствия, а также машин, оборудования и транспортных средств невысока (6,7 и 8,1% соответственно), а уж текстильные изделия или товары из кожи, можно считать, вообще за границу не вывозят. Тем не менее в целом год был удачным: объемы экспорта из СЗФО за 2018 год выросли сразу на 23%, до $50,7 млрд.
"Во–первых, это связано с ростом отгрузки через порт Усть–Луга (в первую очередь речь идет о нефтепродуктах и СПГ). Во–вторых, слабость рубля далеко не сразу позитивно сказывается на экспортерах — в российских реалиях, когда валюта нестабильна, предприятия после девальвации сначала ждут стабилизации курса и только потом наращивают экспортные поставки. Поэтому, когда в 2016 году рубль в целом стабилизировался к мировым валютам, экспорт из СЗФО и начал расти. Наконец, в–третьих, самая очевидная причина — рост цен на нефть и газ, который является основой экспорта", — объясняет ключевые тенденции Нарек Авакян, начальник отдела инвестидей "БКС Брокер".
По мнению эксперта, в 2019–2020 годах такая тенденция вряд ли продолжится. Во–первых, цены на энергоносители перестали расти. Во–вторых, крайне слабый инвестклимат в стране вряд ли позволит увеличить деловую активность настолько, чтобы это позитивно сказывалось на экспорте. Кроме того, мировая торговля переживает не лучшие времена из–за торговых войн. С другой стороны, важный разворот сейчас происходит в государственной политике, об этом пишут в своем исследовании "Россия в меняющихся условиях торговли" эксперты ВШЭ. По их мнению, примерно с середины 2016 года основной акцент российской экспортно–импортной политики начал постепенно смещаться со стимулирования импортозамещения на развитие экспорта. Власть вполне логично предполагает, что это может стать дополнительным стимулом для роста экономики.
"Вместе с тем несколько настораживает ставка на наращивание экспорта в основном за счет традиционной продукции, экспортный потенциал которой зачастую представляется как минимум небесспорным", — уточняют исследователи.
В принципе Россия уже научилась продавать на мировые рынки продукцию первых стадий переработки (например, нефтепродукты, изделия из дерева, из металла). Однако в целом индекс сложности российского экспорта в мировом разрезе снижается. За период 1996–2016 годов страна потеряла 10 позиций, заняв 48–е место.