Деревянные рубли

Лесопромышленный комплекс СЗФО — на подъеме, однако эксперты говорят: счастье будет недолгим

Безусловным лидером СЗФО в развитии ЛПК за 2018 год стала Новгородская область. Обработка древесины в регионе подросла на 19,5%, производство бумаги — на 75,6%. Завод по выпуску картонной упаковки "Амкор" за год увеличил выручку на 14,8%, а прибыль — на 54%. Многострадальный Парфинский фанерный комбинат, который начали возрождать буквально из небытия в 2013 году, продемонстрировал рост выручки в 4,5 раза, подняв прибыль с 258 тыс. до 212,6 млн рублей.
Архангельская область демонстрирует стабильный рост. На 19,7% увеличил выручку Архангельский ЦБК. Уверенно себя чувствуют лесозаготовители: Усть–Покшеньгский ЛПХ нарастил выручку на 35,9%.
В Петербурге неплохое положение почти у всех игроков, хотя некоторые демонстрируют неравномерную динамику. Так, например, "Свеза Усть–Ижора" увеличила выручку на 17,6%, при этом более чем в 2 раза сократила прибыль. А вот группа "Илим" нарастила выручку на 34,4%.
В Республике Карелии продолжает расти целлюлозно–бумажная промышленность (+11,1%). В лидерах — Сегежский ЦБК с увеличением выручки на 43,6% и прибыли на 67%. С лесопереработкой дела не так блестящи: минус 2,7%.
В целом ЛПК Северо–Запада следует за глобальными положительными трендами. Об этом свидетельствует обзор консалтинговой компании "Эрнст энд Янг" за 2018 год.
При этом игроки рынка вынуждены опираться на собственные либо заемные деньги, в лучшем случае — лизинг. О выпуске облигаций или размещении акций на бирже не помышляет практически никто. Тем не менее общие настроения в отрасли позитивны.
"У нас целый ряд институтов развития работает над повышением глубины переработки. Пока, конечно, не выстрелили новые большие проекты целлюлозных комбинатов, заложенные в стратегии на 2020–2030 годы", — сообщил "ДП" партнер "Эрнст энд Янг" Игорь Прутов. При этом он отмечает, что небольшие предприятия, занимающиеся неглубокой переработкой и экспортом круглого леса, могут столкнуться с серьезными проблемами, вплоть до поглощения крупными конкурентами. На это напрямую влияют колебания цен и повышение пошлин на экспорт "кругляка".
Директор ООО "Национальное лесное агентство развития и инвестиций" Виталий Липский, анализируя итоги 2018 года, обращает внимание на то, что мы имеем дело с кумулятивным эффектом от процессов, начавшихся еще в 2014 году: "Все началось с девальвации рубля. Вообще ЛПК Северо–Запада ориентирован в основном на экспорт. Поэтому предприятия, которые были ориентированы на внутренний рынок и не смогли быстро перестроиться, испытали множество проблем. Но весь рынок начал расти за счет того, что выручка в рублевом выражении увеличилась практически вдвое".
Виталий Липский полагает, что рост будет продолжаться, так как именно сейчас набирают силу проекты, которым был дан старт в 2014–2015 годах. Важным фактором остается сравнительная дешевизна электроэнергии, топлива и рабочей силы. Другое дело, что цены на сырье продолжают расти и внутри России уже практически приблизились к мировым в долларовом выражении. Соответственно, слабый рубль перестает быть верным помощником лесопромышленника.
"На один кубометр входящего сырья мы в среднем получаем полкуба продукции. До 2014 года у нас пиловочное сырье стоило в районе 2,5–3 тыс. рублей за кубометр, а готовая продукция — в районе 7 тыс. После девальвации готовая продукция стала стоить 14 тыс. А сырье — по–прежнему 2,5–3 тыс. Пропорционально выросла и маржа. Это колоссально, такого никогда не было. Но сейчас сырье уже стоит 4,5–5 тыс. рублей", — поясняет Виталий Липский. Очевидно, что преимущество в такой ситуации получат предприятия с собственной лесозаготовкой.