Лизинг сбавил темп. Рост объема нового бизнеса лизинговых компаний по итогам года не побьет прошлые рекорды

Автор фото: Ермохин Сергей
По итогам первого полугодия 2019 года объем нового бизнеса (ОНБ) лизинговых компаний в России вырос до 730 млрд рублей, или на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это минимальные значения темпов роста, который показывали лизинговые компании за последние 3 года. Так, за первые 6 месяцев 2018 года рынок вырос на 51%, по итогам аналогичного периода 2017 года — на 55%.
В целом ОНБ у игроков рынка лизинга до конца 2019 года вырастет не более чем на 15% и только за счет программ господдержки автолизинга. Такие выводы содержатся в исследовании агентства "Эксперт РА", проведенном путем анкетирования компаний.

Стагнация рынка

Низкие темпы роста ОНБ по сравнению с прошлыми годами связаны со снижением железнодорожного сегмента (на 30%) и авиализинга (на 50%).
Как отмечает "Эксперт РА", общее снижение пока стабилизируется за счет объемов сделок с недвижимостью, морскими и речными судами. Также поддержку оказывает автолизинг: Минпромторг продлил программу субсидирования на второе полугодие, и, вероятно, она будет продлена и на 2020 год. Кроме того, лизинговые компании стали активно работать в новых и быстрорастущих сегментах — лизинге такси и каршеринговых авто, что сказывается на объемах сделок с малым и средним бизнесом (МСБ). Его доля в ОНБ впервые за 3 года выросла до 49%.
Петербургские компании в общем ОНБ российских лизингодателей занимают всего 7%, или 49,7 млрд рублей (рост ОНБ в Петербурге составил 8,9%). И 80% от объема приходится на три крупнейших игрока — универсальные ГК "Балтийский лизинг" и "Интерлизинг", а также на связанную с Тихвинским вагоностроительным заводом ГК "Рейл1520" (специализируется на лизинге ж/д вагонов).
На российском рынке половину объемов нового бизнеса в первом полугодии обеспечили крупнейшие лизингодатели с государственным участием в капитале: "Сбербанк Лизинг", ГТЛК, "ВЭБ–Лизинг" и "ВТБ–Лизинг".

Путь на укрупнение

Если на показатели объемов федерального лизинга оказывают влияние разовые крупные сделки авиакомпаний или ж/д перевозчиков, местным лизинговым компаниям позволяет развиваться своя региональная специфика.
"С точки зрения расположения Петербурга и местного бизнеса существенную долю на рынке занимает лизинг речных судов, а также относительно небольшую — сегмент авиа– и ж/д техники (так как большинство подобных сделок проводится на федеральном уровне московскими компаниями), — отмечают в пресс–службе банка "Санкт–Петербург". — Основным драйвером развития рынка остается лизинг легкового и грузового транспорта, специальной техники. Дальнейший рост обеспечат повышение рыночных цен на технику, развитие инфраструктурных проектов, меры государственной поддержки лизинговых программ".
Количество лизинговых игроков в Петербурге меньше, чем в Москве. Как отмечают опрошенные "ДП" участники рынка, в городе, как и в целом по стране, сохраняется тенденция на укрупнение игроков лизингового рынка.
Доля крупных игроков продолжает нарастать. Мелкие же участники продолжают терять конкурентоспособность по отношению к крупным игрокам из–за более дорогих ресурсов и меньшей поддержки со стороны производителей.
Это происходит в том числе и в связи с ожидаемой лизинговой реформой, а также введением требований к капиталу лизинговых компаний. В начале текущего года Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании деятельности лизинговых компаний. Ожидается, что во втором чтении законопроект будет значительно переработан, однако не отменит требование по ведению отчетности компаний по МСФО, вхождению их в спецреестры, повышению капитала для участия в программах с господдержкой и, вероятно, созданию саморегулируемых организаций.

Динамика в позитиве

Лизинговые компании диверсифицируют свою деятельность. "Внешних факторов, стимулирующих развитие лизинговой отрасли в текущем году, к сожалению, не сформировалось, — полагает Андрей Бугров, руководитель петербургского дивизиона компании "Балтийский лизинг". — Поэтому лизингодатели усиливают мониторинг отраслей, отслеживают потребность в обновлении парков спецтехники и транспорта по конкретным предприятиям. Мы обеспечили себе прирост по объему нового бизнеса в разных сегментах". По словам Андрея Бугрова, по итогам 8 месяцев 2019 года его компания показала рост нового бизнеса в Петербурге на 47,2%, до 5,5 млрд рублей.
"На местном рынке наш бизнес вырос на 106%, до 2,7 млрд рублей", — сообщил Максим Агаджанов, генеральный директор "Газпромбанк Лизинг".
По его словам, компания выделила сегмент автолизинга в отдельное направление, специально создав отдельное юрлицо для данного направления. В Петербурге оно открылось только в феврале текущего года, и уже к августу его объемы нового бизнеса достигли 834 млн рублей. И в основном это рынок легковых автомобилей для МСБ.
"Наши объемы по СЗФО выросли на 7%, или до 2,4 млрд рублей", — отметила Елизавета Дворникова, региональный директор по Северо–Западному федеральному округу ГК "Интерлизинг".
По итогам года участники рынка ожидают более существенного роста сегмента автолизинга за счет МСБ. В том числе из–за мусорной реформы: городу, как и стране, нужны новые мусоровозы.
Петербург будет следовать в общем тренде роста продаж по году, который прогнозируется на уровне 20%. Самое важное — бизнес получил хорошую возможность сэкономить на сделках финансовой аренды за счет средств господдержки. Первое полугодие характеризовалось волной субсидирования рынка автолизинга, когда на поддержку спроса было выделено 4 млрд рублей — они позволили реализовать дополнительно 11,8 тыс. единиц техники. В июле поддержка была возобновлена, по итогам года мы ожидаем, что каждая десятая сделка финансовой аренды автомобилей пройдет с использованием средств господдержки. В целом на рынке и в Петербурге наблюдается тенденция укрупнения лизингового бизнеса. Более мелкие игроки закрываются либо переквалифицируются в арендные компании.
Максим Агаджанов
генеральный директор «Газпромбанк Лизинг»
Отложенный спрос на обновление устаревших автопарков способствует росту нового бизнеса лизинговых компаний. Наличие инфраструктурных объектов в городе также влияет на рост продаж техники. Основные пользователи лизинговых услуг — предприятия, которые участвуют в строительстве и ремонте дорог. Поддержку автолизингу оказывает и стремительное развитие каршеринга, и постоянное расширение таксомоторных парков. Мы прогнозируем прирост рынка лизинга по итогам текущего года не более чем на 15%.
Елизавета Дворникова
региональный директор по СЗФО ГК «Интерлизинг»