Нехватка маневров. Apple показала на презентации те же iPhone, только "в профиль"

Автор фото: EPA/Vostock-Photo

Компания Apple показала на презентации те же iPhone, только "в профиль". Рынок смартфонов подошел к стадии, когда даже его лидерам уже нечем удивить потребителей.

Презентация продукции Apple, которая традиционно прошла в калифорнийском Купертино, скорее вызвала улыбку у широкой аудитории, чем заставила ее обсуждать новую линейку гаджетов. За обилием мемов о появлении третьей камеры в iPhone 11 Pro, из–за которой задняя панель внешне стала похожа на варочную плиту или шар для боулинга, сложно найти обсуждения значимых новаций в начинке гаджета.
Это и настораживает — фанаты "яблочной" техники постепенно понимают, что ждать чего–то нового и прорывного от своих кумиров не стоит. Разработчики регулярно обновляют технические характеристики своих устройств, однако от флагманской продукции конкурентов они, кроме процессора, мало чем отличаются. Внешне же новые iPhone повторяют предыдущие модели, благо что добавлены новые расцветки.
Логично, что мода на iPhone во всем мире постепенно падает. Эксперты полагают, что самое интересное компания оставила на 2020 год. Однако пока Apple приходится идти окольными путями, чтобы реализовать партию новых устройств.
Apple — одна из немногих крупнейших компаний, продажи которой на глобальном рынке падают. Согласно данным международного агентства IDC, во II квартале 2019 года компания продала 33,8 млн устройств (за аналогичный период прошлого года — 41,3 млн). Доля на рынке при этом сократилась с 12,1 до 10,1%. Для сравнения: Huawei за это время продал 58,7 млн гаджетов (54,2 млн годом ранее), а Samsung — 75,5 млн (против 71,5 млн).
Эксперты подчеркивают, что основной конкурент Apple — компания Huawei — обгоняет его в технологическом развитии почти на год, при этом ее флагман стоит в 2 раза дешевле. Впрочем, согласно позиции американских разработчиков, их цифры более объективны, и устройство честно показывает на практике все свои характеристики.
Специалист по мобильным технологиям Андрей Соловьев считает, что сегодня весь рынок смартфонов растет не так быстро, как мог бы, поскольку люди начали считать деньги.
"Пользователи видят возможности своего аппарата, купленного 2 года назад, и не понимают, почему новый гаджет якобы гораздо лучше. Соответственно, возникает вопрос, стоит ли за них переплачивать", — рассказывает эксперт.
Похоже, падение интереса клиентов к обновлению смартфонов понимают и в Apple. В связи с этим компания стремится стать менее зависимой от продаж своего флагманского устройства. Если вызвать у человека желание бежать за новым iPhone уже не получается, то можно привязать его через дополнительные сервисы к экосистеме, которая рано или поздно приведет пользователя к покупке нового "яблочного" смартфона.
В связи с этим нетипичная для Apple агрессивная ценовая политика, которую избрали для нового стримингового сервиса Apple TV+, кажется вполне логичной. Стоимость подписки составит $4,99 в месяц (против $6,99 за Disney+ и $12,99 за Netflix). Более того, покупатели новых iPhone, iPad и телеприставок Apple TV получат бесплатный доступ к сервису на год.
Любопытно, что после презентации акции Apple подорожали на 2,2%, до $216,7 (максимум с ноября 2018 года), в то время как стоимость бумаг Netflix упала на 2,2%, Disney — на 3%.
"Возможно, Apple могла бы даже побить в 2019 году по суммарной выручке свой прошлогодний рекорд — $265,6 млрд, несмотря на то что этот показатель в последние 39 недель имел тенденцию к снижению", — считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Впрочем, другие аналитики подчеркивают, что оптимизм инвесторов недолговечен.
"Пока все сводится к повторению успешных бизнес–моделей. На начальных этапах контента там будет очень мало, а сам сервис будет лишь создавать давление на финансовые потоки в ближайшие 2–3 года, пока не станет прибыльным", — считает эксперт Международного финансового центра Дмитрий Иногородский.
Вместе с тем Apple представила еще два фактически демпинговых решения. Первый — сервис Apple Arcade, в котором за 199 рублей в месяц можно получить доступ к эксклюзивным играм, недоступным вне экосистемы. Второй — новый iPad, который за свои 30 тыс. рублей почти не уступает по функционалу более дорогим предложениям компании.
"На этот раз смартфоны представлены не в самом дорогом по меркам компании сегменте, поэтому в ближайшие несколько месяцев доля продаж Apple на российском рынке может немного увеличиться, преодолев на время в целом снижающийся тренд. Однако по прошествии максимум 6–9 месяцев вновь начнет расти доля конкурирующих производителей", — считает Иван Капустянский.

Копируем с достоинством

Помимо упомянутых гаджетов компания анонсировала новые часы Apple Watch, которые теперь можно будет заказать в титановом корпусе. Однако все эти технологии так или иначе уже были представлены на рынке.
"Apple редко делает исключительно новые вещи. Они чаще смотрят на эксперименты конкурентов, отбирают самые интересные технологии и делают у себя так же, только лучше", — рассказывает Андрей Соловьев.
Как пример — массовый хайп вокруг 5G. Несмотря на то что ни международных стандартов, ни спроса на сеть нового поколения пока нет, производители смартфонов (в их числе Samsung) уже представили устройства с поддержкой 5G. В то же время в Apple не сказали об этом ни слова. Фактически — взяли отсрочку на год, чтобы научиться на ошибках коллег по цеху и создать собственный "инновационный" продукт.