dp.ru Все статьи автора
9 сентября 2019, 09:13 2819

Четыре вектора Петербурга. Глава комитета по внешним связям Евгений Григорьев о позиционировании города

Как изменились роль и место Петербурга в мире за последние 10 лет, как они изменятся в будущем и как внешние связи помогают городскому бизнесу — об этом в интервью «ДП» рассказал председатель комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Григорьев.

Как изменились место и роль Петербурга в мире за последние 10 лет?

Отложенный бум. Глава комитета по развитию туризма о новой парадигме индустрии гостеприимства

Отложенный бум. Глава комитета по развитию туризма о новой парадигме индустрии гостеприимства

3003
Иван Ступаченко

— В последние годы мы наблюдаем существенную тенденцию, которая во многом оказывает влияние на развитие международного сотрудничества: широкую политизацию информационного поля и тиражирование антироссийских настроений. Причем это не только наша оценка, об этом нередко говорят представители зарубежных делегаций в ходе рабочих встреч и переговоров.

Согласитесь, раньше даже не могло возникнуть мысли, что возможна ситуация, когда третья сторона будет, например, рекомендовать участникам Петербургского международного экономического форума воздержаться от посещения этого события. А ведь форум в мировом сообществе получил самое широкое признание и известность.

Или, например, случай этим летом, когда в чешском городке Лидице байкерам из российского клуба «Ночные волки» не дали возложить цветы к мемориалу погибшим советским солдатам из-за того, что у них была атрибутика клуба и символы России.

Что любопытно, в качестве обратной реакции (а, как известно, любое действие рождает противодействие) к нам в Петербург и в Крым приехала делегация обычных людей из Чехии, которые представляют разные профессии (среди делегатов был один педагог, полицейский и предприниматели). Они рассказали, что считают недопустимой ситуацию в Лидице и в качестве жеста солидарности с Россией приехали поклониться мемориалам пережившим блокаду в нашем городе и в Севастополе.

В современном и развитом обществе такая ситуация кажется дежавю из времен холодной войны, только в гипертрофированном виде. Тем не менее такое встречается нередко, и все российское действительно воспринимается в какой-то квазиреальности фейковых новостей.

В этих условиях наш город все чаще воспринимается как «Посол России в Европе».

Санкт-Петербург обладает колоссальным культурным наследием и по праву считается одним из самых красивых городов мира. А благодаря развитой транспортной системе, включающей авиасообщение, железные дороги и морской путь, время до европейских столиц занимает лишь несколько часов, что, безусловно, делает нас включенными в общее европейское пространство.

Вице-губернатор Петербурга Олег Марков: "Все условия гостям"

Вице-губернатор Петербурга Олег Марков: "Все условия гостям"

423
Анна Егорова

Авторитет, узнаваемость и репутация Санкт-Петербурга настолько высока, что через него для Запада вновь открывается Россия. И это, пожалуй, в современных условиях определяет особую миссию города.

Какие задачи в сфере позиционирования города в мировом сообществе стоят перед администрацией города на ближайшие 5 лет?

— В развитии Санкт-Петербурга сейчас обозначены четыре основных вектора, которые определил временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов по итогам заседания Совета по стратегическому планированию и проектам. Так, город развивается как: умный, комфортный, социальный и открытый. Таким образом, в приоритет ставится широкое внедрение в городскую жизнь информационных технологий, создание интеллектуальных систем и упорядочение городского хозяйства, формирование максимально комфортной и безопасной среды для жизни, высокое качество социальных услуг и прямой диалог органов власти и горожан.

Именно по этим направлениям в первостепенном порядке планируем развивать диалог и с зарубежными партнерами.

Санкт-Петербург в первую очередь широко известен как культурная столица России и одно из наиболее привлекательных туристических направлений. Очень часто туристы, планируя поездку в Россию, обязательно включают посещение Санкт-Петербурга как составляющую часть своей программы. Это сильное конкурентное преимущество, которое обязательно надо учитывать, но при этом продвигать и другие сильные стороны.

В частности, мы позиционируем город как развитый центр промышленности, науки, инноваций, отличающийся высоким уровнем социальной стабильности и предлагающий широкие возможности для молодежи.

Так, проведение на протяжении более 20 лет Петербургского международного экономического форума, который я уже упоминал, закрепило за Петербургом репутацию крупного делового центра России. А благодаря проведению матчей чемпионата мира по хоккею, турнира по большому теннису St.Petersburg Open, Мирового первенства и первенства Европы по водно-моторному спорту в классе «Формула будущего» для молодежи, Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу широкая мировая общественность знает о Санкт-Петербурге как о спортивном центре с соответствующей инфраструктурой.

Если же смотреть в будущее, то в рамках поставленных Александром Бегловым задач и ориентации работы правительства в первую очередь на интересы граждан, международный диалог и позиционирование города будет опираться на социальные аспекты.

В Петербурге очень талантливые и яркие люди: креативная молодежь, творческая и техническая интеллигенция, высококвалифицированные специалисты из разных областей: врачи, промышленники, IT-специалисты, преподаватели и т.д.

И каждый, будучи вовлеченным сразу в несколько сообществ или профессиональных объединений, представляет одновременно интересы разных групп. Например, преподаватель вуза (любой абстрактный человек) может быть заинтересован в международных проектах по линии высшей школы, при этом как родитель он же наверняка поддержит развитие международного сотрудничества и школьных обменов для своего ребенка, а вечером, отдыхая с семьей, с удовольствием пойдет на выставку, организованную в какой-нибудь галерее или музее совместно с зарубежными партнерами. Не говоря уже об использовании товаров и услуг, применении технологий и т.д.

Таким образом, мне видится, что при развитии международного диалога с нашими партнерами во главе угла должны стоять именно наши горожане — всех возрастов, и особенно молодежь, — и возможность их вовлечения в международное сотрудничество посредством разных групп.

Наш колоссальный кадровый и интеллектуальный потенциал должен получить возможности для реализации в полной мере. Люди — не меньшее конкурентное преимущество Санкт-Петербурга, чем известные памятники архитектуры.

Как комитету по внешним связям удается поддерживать статус Петербурга в нынешней непростой геополитической обстановке?

— Накаленность геополитической ситуации с наличием конфликта глобальных интересов разных стран — вопрос в первую очередь большой политики. Но на уровне регионов институт «побратимства» и «партнерства» городов во все времена оставался вне политической плоскости и поэтому сохранил за собой возможность быть реальным инструментом для развития полноценного диалога с зарубежными партнерами.

Города-партнеры развивают культурное, гуманитарное, спортивное, экономическое сотрудничество, в первую очередь исходя из интересов своих жителей — интересов конкретного человека.

У Санкт-Петербурга в настоящее время подписано порядка 120 соглашений о сотрудничестве с зарубежными городами и регионами (иногда партнером выступает не просто город, а целый регион). Также порядка 25-30 соглашений существует на уровне районов города.

Это партнеры в Европе (их 62), Азии (20), странах СНГ (11), в Африке (6), на Ближнем Востоке, в Латинской Америке (10) и др.

В рамках заключенных соглашений о сотрудничестве и реализации совместных планов работы (так называемых «дорожных карт»), которые подписываются в дополнение к соглашениям, устанавливаются контакты между профильными ведомствами, организациями и учреждениями. Начинают взаимодействовать школы, больницы и поликлиники, вузы, молодежные организации, театры, музеи, спортивные учреждения, бизнес-компании. В конечном итоге благодаря партнерским связям городов, установленным на уровне мэрий и администраций, в международное сотрудничество оказываются вовлечены через различные институты и организации все горожане: ученики и учителя школ, студенты вузов, врачи в больницах, спортсмены, артисты театров, молодежь, профессиональные сообщества. Люди узнают друг друга, обмениваются информацией, инициируют совместные проекты, реализуют те идеи, которые нужны городу, но для которых нужны партнеры.

Развитая сеть установленных контактов позволяет на системной основе планировать и реализовывать комплексные мероприятия, направленные на продвижение имиджа города, осуществлять обмены делегациями по конкретному профилю работы, подключать к диалогу различные городские организации, учреждения, деловые структуры.

Например, для продвижения грани имиджа города как крупного промышленного центра с высоким уровнем компетенций правительство Санкт-Петербурга оказывает содействие компаниям в организации переговоров с участием руководителей органов государственной власти. Результатом таких встреч становятся не только крупные соглашения о поставках продукции, но и соглашения о запуске инвестиционных проектов предприятий за рубежом.

Также правительство Санкт-Петербурга содействует участию компаний в ведущих отраслевых международных выставках в Европе, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, являющихся ключевыми экспортными направлениями для петербургских производителей.

Так, на 2019 год запланированы Международная машиностроительная выставка MSV-2019 в городе Брно (Чехия), Международная выставка пищевой продукции, индустрии гостеприимства, общественного питания и розничной торговли FHC China 2019 в Шанхае (Китай), Международная выставка медицинской индустрии MEDICA 2019 в Дюссельдорфе (Германия) и другие.

Результатом такой деятельности становится повышение узнаваемости петербургских брендов за рубежом, улучшение репутации товаров, произведенных в России. В частности, на медицинской выставке в Дюссельдорфе петербургские производители представляют уникальное оборудование для диагностики и лечения заболеваний. Участие в выставках дает стимул и развитию пищевой промышленности Санкт-Петербурга: производства кондитерских изделий, мороженого, мучной продукции. Отдельные петербургские предприятия выходят на новые для отечественной продукции рынки сбыта, такие как Китай, Латинская Америка и Африка. Так, на долю петербургского Ленинградского комбината хлебопродуктов имени Кирова приходится 26% всего российского экспорта муки. Продукция поставляется в страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Южная Корея, Таиланд), Персидского залива (ОАЭ, Израиль), Африки.

Правительство Санкт-Петербурга компенсирует предприятиям затраты, связанные с участием в выставках. Компании получают маркетинговую и юридическую поддержку, а также доступ к базам данных по исследованию внешних рынков.

Важной частью имиджа Санкт-Петербурга как города с высоким качеством жизни является, конечно, развитие медицины и системы здравоохранения. Наши клиники обладают исключительными компетенциями по целому ряду отраслей. Широко известны, например, первый в России и СНГ центр протонной терапии онкологических заболеваний — Клинический центр протонной терапии медицинского института имени Березина, Национальный медицинский исследовательский центр имени Алмазова, специализирующийся на хирургии сердца, офтальмологическая клиника МНТК «Микрохирургия глаза» имени Святослава Федорова, Санкт-Петербургская городская больница №14, спасающая от ампутации конечности, передовые детские клиники. Серьезное направление — сфера экстракорпорального оплодотворения. Есть статистика, по которой процедуры ЭКО, произведенные петербургскими медиками, добиваются успеха в 45% случаев (тогда как во всем мире успешных примеров ЭКО 33%).

Все это выступает базой для продвижения такого направления, как медицинский туризм, а Петербурга — как центра передовых медицинских технологий и услуг.

В этих целях было создано агентство по медицинскому туризму, которое распространяет информацию о возможностях Петербурга через центры Visit Russia за рубежом и профильные конференции и выставки, где участвуют петербургские специалисты. По линии комитета по внешним связям Санкт-Петербурга мы привлекаем к этой работе информационные деловые центры Санкт-Петербурга за рубежом, а также по возможности проводим информационные кампании.

Много внимания уделяется продвижению имиджа Санкт-Петербурга как крупного научного и образовательного центра. Как вы знаете, в Петербурге сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют более 295 научных организаций, в том числе более 70 организаций Российской академии наук и других государственных академий, 10 государственных научных центров, более 153 гражданских образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования.

Петербургские вузы открывают представительства за рубежом, а также заключают двусторонние соглашения со своими визави по всему миру, в рамках которых осуществляют совместные образовательные и научные проекты, академические обмены студентами и преподавателями, реализуют программы двойного дипломирования.

Более того, при организации комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга культурно-деловых миссий и Дней Санкт-Петербурга за рубежом представители вузов неизменно приглашаются к участию. Мы даем им площадку для презентации и привлечения талантливой молодежи, а также помогаем в организации встреч и переговоров с руководством высших учебных заведений других стран.

Презентации города за рубежом (так называемые Дни Санкт-Петербурга) также дают нам возможность рассказать заинтересованным партнерам о привлекательных инвестиционных проектов, к участию в которых приглашаются иностранные инвесторы.

Про диалог в сфере культуры, а также организацию крупных международных спортивных соревнований я уже упоминал. Эти грани имиджа города остаются неизменными. Гастроли петербургских театров, обмены выставками, музейными технологиями и проч. всегда крайне интересны и востребованы нашими партнерами. А футбольный клуб «Зенит», например, считается одним из самых часто упоминаемых российских клубов в мировой прессе.

Но я бы хотел сделать акцент на еще одном направлении нашей работы — взаимодействии с представителями так называемого «Русского мира» за рубежом, то есть с нашими российскими соотечественниками.

Как правило, это люди, которые, даже несмотря на то, что живут в других странах, все равно живо интересуются Россией и стремятся поддерживать связи с исторической Родиной.

По линии комитета по внешним связям Санкт-Петербурга мы проводим большое количество мероприятий, ориентированных на российских соотечественников. Причем в этот круг вовлекается и молодежь, и подрастающее поколение, и взрослое активное население, и ветераны.

Мы занимаемся сохранением исторической памяти, способствуем распространению знаний о России и изучению истории нашей страны. Особенно актуальным в последние годы становится также содействие изучению и распространению русского языка за рубежом.

Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов поставил нам задачу проработать консолидированный План по поддержке русских школ за рубежом, учитывающий как государственную поддержку, так и возможности культурных, образовательных и музейных учреждений Санкт-Петербурга.

В этот план будут включены возможности поддержки изучения русского языка, литературы и истории в школах за рубежом, распространение книг на русском языке через систему библиотек в городах — партнерах Санкт-Петербурга, продвижение русских театров, имеющих в репертуаре спектакли по произведениям русских авторов, организацию обучающих занятий по русскому языку и русской литературе для сотрудников зарубежных библиотек и русских театров и т.д.

Видим в этой работе важную миссию нашего города как источника и инициатора сохранения нашего родного языка и культуры России в целом.

В чем комитет видит свою функцию в части поддержки городского бизнеса?

— Строго говоря, поддержкой городского бизнеса занимается другое структурное подразделение администрации Санкт-Петербурга — комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.

Со своей стороны, мы видим, что порой для выхода компаний на зарубежные рынки большой проблемой для бизнеса становится банальная нехватка информации — о возможностях, партнерах и т.д. Поэтому наша задача — сформировать такие условия, при которых деловое сообщество Петербурга получит максимальный доступ к выходу на партнеров за рубежом. Так, комитет по внешним связям Санкт-Петербурга проводит в том числе культурно-деловые миссии Санкт-Петербурга в регионы России и за рубеж. В состав делегаций приглашаются представители бизнеса, которые имеют интерес в том или ином регионе, в той или иной стране. На месте для представителей Петербурга организовываются тематические круглые столы, переговоры, посещение предприятий. Популярным форматом является также «биржа деловых контактов». Через наших визави в мэриях городов-партнеров для таких встреч подыскиваются потенциальные деловые партнеры, которые могут быть полезны петербургскому бизнесу в установлении прямых связей. Иногда мы можем проводить видеоконференции, в том числе с привлечением торговых представительств России за рубежом.

Также своего рода опорными представительствами за рубежом выступают информационные деловые центры Санкт-Петербурга, которые в настоящее время открыты в Александруполисе (Греция), Гамбурге (Германия), Милане (Италия) и Шанхае (Китай).

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама