Наряд по очереди. Тренд из Китая — прокат одежды онлайн по подписке

Автор фото: Vostock-Photo

Эффективная логистика, высококлассные прачечные плюс развитая мобильная коммерция.

Стремительно растущая экономика совместного потребления, или шеринг–экономика (от англ. to share — делиться), порой принимает совершенно неожиданные формы. Пока российский потребитель осваивает каршеринги, велошеринги, коворкинги и коливинги, в Китае уже сформировался новый тренд — модная одежда онлайн по подписке.
Подписчики нового сервиса могут выбрать любой наряд из каталога, который насчитывает 600 тыс. предметов одежды. Срок доставки — 1–2 дня. Стоимость на наши деньги — порядка 5 тыс. рублей в месяц. Заказ выполняется через мобильное приложение, которое использует элементы искусственного интеллекта. Программа отслеживает модные тренды и может посоветовать, как и с чем следует носить тот или иной наряд. Например, если вы заказали брюки, то приложение посоветует, какую сорочку можно носить вместе с ними. Разумеется, сорочку также можно взять напрокат.
"Прокатную" одежду возвращают обратно, когда закончился срок аренды или наряд разонравился. Служба проката чистит и дезинфицирует наряды, а затем вновь возвращает ее в оборот. Вся обработка выполняется на огромных полностью автоматизированных складах.
Крупнейший игрок этого рынка — YCloset (бренд Yi23) — уже обслуживает 20 млн подписчиков.
В самой идее "одежда напрокат онлайн" нет ничего нового. Первые подобные интернет–сервисы появились еще 10 лет назад — Rent the Runway в Нью–Йорке, Le Tote в Сан–Франциско, Girl Meets Dress в Великобритании и т. п. Китайцы увеличили масштабы, внедрили оплату по подписке и добавили мобильное приложение с элементами искусственного интеллекта. Кстати, сейчас одежду по подписке уже предлагают и первопроходцы этого рынка — американцы и европейцы.
Почему китайский онлайн–прокат одежды "выстрелил" только сейчас? И будет ли сопутствовать успех такому проекту в России?
Бизнес–модель YCloset базируется на трех ключевых элементах — эффективной логистике, высококлассной прачечной и развитой мобильной коммерции, объясняют китайцы. В последние годы в Поднебесной был выстроен прекрасно работающий логистический бизнес, позволяющий быстро и, что важно, очень дешево доставить потребителю хоть бутылку молока, хоть спальный гарнитур. В YCloset утверждают, что в их структуре затрат доля логистики почти в 6 раз меньше, чем у аналогичных американских сервисов.
В России есть два элемента из трех — мобильная коммерция и фабрики–прачечные, способные отстирать порядка 100 тонн белья в сутки. А вот с дешевой и эффективной логистикой, увы, мы пока не можем потягаться ни с Китаем, ни с США. К примеру, в последнем логистическом рейтинге стран Logistics Performance Index, публикуемом Всемирным банком, Россия занимает 75–е место, между Парагваем и Бенином.