Владислав Иноземцев Все статьи автора
6 сентября 2019, 06:27 9645

Мал–помалу. Минфин издает позитивные для бизнеса сигналы

Фото: Алексей Никольский/ТАСС

Экономические новости последнего времени сложно назвать хорошими. Минэкономики понизило на ближайшие годы прогноз роста, о замедлении его темпов заговорил министр. По итогам июля валовой продукт строительства сократился на 0,3% к июню, промышленность упала на 0,4%, а грузооборот всех видов транспорта — на 0,5%. Введены очередные санкции, на этот раз против российских государственных заимствований. "Национальные проекты" дают пока скромные результаты.

Страты в яме. Высшее образование в России как инструмент социализации

Страты в яме. Высшее образование в России как инструмент социализации

2967
Владислав Иноземцев

На этом фоне постоянные попытки спродуцировать позитивные для бизнеса сигналы предпринимает разве только министерство финансов, стремясь, как может показаться, реализовать "стратегию малых дел" и противопоставить ее опасениям грядущего хозяйственного спада.

Недавно очередная порция подобных мер была озвучена Антоном Силуановым, первым вице–премьером и куратором нацпроектов в сфере предпринимательства, в Калининграде — в ходе его визита в Северо–Западный федеральный округ.

Минфин, судя по выступлению министра, предлагает ряд новаторских шагов по трем направлениям. Основное — это предоставление относительно дешевых кредитов малым и средним компаниям за счет субсидирования процентной ставки. На Ильинке уверены в возможности увеличения их объема по итогам текущего года в 8 раз по сравнению с 2018–м — до 1 трлн рублей (уже принято решение о повышении предельного размера таких кредитов со ставкой не более 8,5% годовых до 2 млрд на инвестиционные цели и срока их возврата до 10 лет, а число задействованных в программе банков превысило 70 единиц). Можно сказать, что 1 трлн рублей — не такая уж и большая сумма, но в России, где малый бизнес традиционно вообще был отлучен от дешевых привлеченных средств, это выглядит хорошим началом.

Предпринимается также попытка увеличить долю малого и среднего бизнеса в поставках товаров и услуг для нужд государства и госкомпаний. В первом полугодии 2019–го объем таких сделок вырос в 2 раза, превысив 2 трлн рублей, — и Минфин не намерен останавливаться (подготовлены предложения о доведении квоты малых и средних предприятий до 20% общего объема закупок госкорпораций). Еще раньше, замечу, первый вице–премьер говорил о необходимости расширения "горизонта планирования" закупок госкомпаний у малых и средних предприятий с нынешних 1 года до 3 лет. Эти меры вызывают некоторые сомнения — в системе госзакупок в ее нынешнем виде конкуренции недопустимо мало (96% контрактов госкомпаний считаются самим Минфином "неконкурентными", а почти треть представляют собой покупки у единственного поставщика). Квоты — дело хорошее, но если конкуренция по–прежнему будет недостаточной, главы госкомпаний будут и дальше проводить подряды через организации, формально подпадающие под требования властей, но на деле имеющие к малому бизнесу весьма малое (да простят меня за каламбур) отношение.

Третьим направлением помощи предпринимателям в Северо–Западном регионе Минфин видит совершенствование логистических цепочек и упрощение документооборота. Так, например, применительно к взаимодействию Калининградской области и Петербурга говорилось о необходимости переориентации транспортных потоков с железнодорожных поставок через Литву на паромные перевозки в порты Ленинградской области и даже о создании для выравнивая цен единого оператора железнодорожных и паромных перевозок. Вопрос этот, замечу, может на поверку оказаться одной из сложнейших логистических задач — потому что придется не только решать проблемы установления приемлемых тарифов на перевозку, но и пытаться уйти от громоздких процедур таможенного оформления грузов. Зато выгоды для всего региона в случае успешной реализации данного проекта более чем очевидны.

Встречи, подобные прошедшей в Калининграде (а она предполагала возможность удаленного участия и задавание вопросов по видеосвязи и в сети), за этот год были организованы практически во всех федеральных округах — и прямое общение главы Минфина с бизнесом, несомненно, приносит свои плоды. Министерство сегодня курирует, замечу, относительно "малобюджетные" нацпроекты. Если бюджет нацпроекта по транспорту составляет до 2024 года 4,8 трлн рублей, по экологии — 4 трлн, по демографии — 3,1 трлн, по здравоохранению — 1,7 трлн и даже по цифровизации — 1,6 трлн рублей, то нацпроекты по повышению производительности труда, поддержке малого и среднего бизнеса и развитию международного сотрудничества и экспорта предполагают общие затраты менее чем 1,5 трлн рублей за тот же срок. Конечно, инвестклимат в России зависит не только от государственного субсидирования кредитов или оптимизации товарных потоков в одном макрорегионе — но, похоже, министерство финансов сегодня делает все, что в его силах, для улучшения весьма запущенной ситуации…

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама