Повлиять на надежность

 

Энергетику в середине нулевых годов называли отраслью, сдерживающей развитие городской экономики. В центре города даже дополнительный светофор не подключить, сетовала бывшая в то время губернатором Петербурга Валентина Матвиенко. За прошедший десяток лет многое изменилось. Если раньше, чтобы получить дополнительные мощности, приходилось идти на поклон к руководителям энергокомпаний, то сейчас заявку на подключение можно подать с помощью мобильного телефона. Означает ли это, что степень влиятельности главы "Ленэнерго" снизилась? С одной стороны — да, а с другой — вовсе нет.
На фоне упрощения процедур по технологическому присоединению серьезно возросли требования к надежности электроснабжения. Потребители привыкли быть все время на связи, а смартфоны, планшеты, ноутбуки требуют частой подзарядки. Появились новые устройства и системы, которые работают непрерывно и постоянно включены в сеть. Дальше энергозависимость будет только возрастать. Распространение интернета вещей приведет к тому, что бытовые электроприборы будут "общаться" между собой и любой сбой в сети может привести к глобальным проблемам.
Энергетики, понимая это, запустили программу цифровизации сетей. Любая технологическая новация в последнее время направлена на исключение там называемого человеческого фактора. Так и здесь: цифровизация подразумевает, что умные сети будут сами принимать решения за человека, переключаться на резервные схемы, предлагать оптимальные решения по прокладке новых линий, сигнализировать об уязвимостях.
В этом случае роль, а значит, и влияние человека, руководителя энергетической компании, несомненно, будут снижаться. В автоматизированной системе все решения принимают машины. Но проблема любых алгоритмов в том, что их разрабатывают люди и поэтому и в их написании может также проявиться человеческий фактор. И если такой прокол обнаружится, то роль управленца сразу станет главенствующей.
Генеральный директор "Ленэнерго" Андрей Рюмин, победитель в номинации "Энергетика", рассказал "ДП", что уже сейчас его участие не требуется при ликвидации незначительных повреждений на линиях электропередачи или при подключении к сетям некрупных потребителей. Эти процессы автоматизированы. Он лишь наблюдает за ними со своего телефона.
Но, если произойдет серьезная авария или потребуется найти свободные мощности для запуска крупного инвестиционного проекта, роль директора, его умение найти верное решение, возможно — нестандартное, кратно возрастет.
Передачу электроэнергии по сети нельзя отнести к классическому бизнесу. По закону сетевые компании обязаны подключать всех обратившихся потребителей, в том числе социальные объекты, которые относятся к категории льготных. В число льготников попала и сфера малого бизнеса, то есть потребители, запрашивающие менее 150 кВт мощности. Они оплачивают лишь часть общей стоимости технологического присоединения, а остальные расходы несет на себе сетевая компания. Очевидно, что такие клиенты не приносят профита компании, но отказать им в подключении невозможно.
Впрочем, это не мешает "Ленэнерго" и другим энергокомпаниям несколько лет подряд показывать миллиардные прибыли, что тоже говорит о высокой влиятельности их руководства.