Сам себе генератор. Власти задумались о появлении просьюмеров на российском рынке энергетики

Автор фото: Михаил Тихонов
Федеральное правительство внесло в Госдуму законопроект, освобождающий владельцев микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) от налога на доходы физлиц (НДФЛ) при продаже электроэнергии. Предполагается, что это создаст условия для появления новой категории игроков на розничном рынке — просьюмеров, то есть потребителей энергии, одновременно являющихся ее производителями. Казалось бы, теперь каждый домовладелец может создать свое РАО ЕЭС в миниатюре и почувствовать себя энергомагнатом. Но все не так просто.
Частная микрогенерация — явление, широко распространенное в США и Европе, но новое для России. До недавнего времени само понятие "микрогенерация" не было даже прописано в законодательстве. В феврале нынешнего года Госдума приняла в первом чтении законопроект, юридически закрепивший статус микрогенерации и упрощающий подключение таких объектов к общим электросетям. К объектам микрогенерации отнесли установки мощностью не более 15 кВт, используемые для собственных нужд. Их владельцы смогут продавать излишки электроэнергии сбытовым компаниям. В основном речь идет о возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), главным образом солнечных панелях и ветрогенераторах.
В мире существуют две основные схемы поддержки микрогенерации: взаимозачет электроэнергии (net metering) и "зеленый тариф" (feed–in tariff). Взаимозачет предполагает, что владелец микрогенерирующей установки поставляет в сеть излишки электроэнергии, которые не может потребить сам. А в моменты пикового потребления или в случае, если использование микрогенерации невозможно по погодным условиям, получает электроэнергию из сети в зачет поставленных ранее объемов. Если по итогам расчетного периода он потребил больше электроэнергии, чем поставил, то компенсирует разницу по обычному тарифу. Если наоборот — то может использовать излишек в последующих периодах или получить выплаты от энергокомпании. "Зеленый тариф" позволяет владельцу микрогенерации получить выплаты по повышенной ставке за поставленную в сеть электроэнергию. В России предполагается использовать вариант с взаимозачетом.
В США и Европе на долю микрогенерации приходится до трети всей электроэнергии, вырабатываемой с помощью ВИЭ (в случае с Германией частные солнечные и ветроустановки обеспечивают более 10% от всей выработки в стране). В России точной статистики по объемам работающей микрогенерации нет, но в Минэнерго осторожно говорят о том, что потенциал этого направления составляет до 5 ГВт, то есть около 2% от существующего объема генерации в российской энергосистеме.
Однако ожидать взрывного роста частной генерации на основе ВИЭ в России пока не стоит. Дело в экономической стороне вопроса. По закрепленным в принятом в феврале законопроекте правилам, гарантирующие поставщики могут приобретать у микрогенератора энергию по свободной нерегулируемой цене, которая будет примерно в 2 раза ниже той, по которой просьюмер покупает энергию как потребитель. Из платы за энергию, поставленную микрогенератором в сеть, будут изъяты сетевой тариф на передачу и сбытовая надбавка. Подобная экономическая модель приведет к тому, что срок окупаемости микрогенерирующих установок в лучшем случае будет равен сроку их службы, поэтому говорить о какой–то выгоде пока не приходится.
Кроме того, из числа возможных просьюмеров исключены многоквартирные жилые дома — под предлогом слишком сложной процедуры проведения решения о торговле электроэнергией через общие собрания собственников жилья и с целью избежать дополнительных технических коллизий. Мешает быстрому развитию микрогенерации на основе ВИЭ и природный фактор. Например, Петербург совершенно точно не будет лидером по использованию энергии солнца, а использование ветродвигателя требует стабильной ветровой нагрузки на заданной высоте. Исходя из этого сегодня планируемый объем розничного рынка микрогенерации эксперты оценивают как крошечный.
Возможно, ситуация изменится через какое–то время, когда стоимость солнечных панелей и ветроустановок снизится настолько, что это сделает возможным получение прибыли от их использования для продажи электрической энергии. Пока же, опираясь на мировой опыт, эксперты советуют расширять нижний порог мощности минимум в 2 раза, включать в число просьюмеров многоквартирные жилые дома, предоставлять налоговые вычеты владельцам микрогенерации, приобретающим российское оборудование. А кроме того, рассмотреть возможность перехода от взаимозачета к "зеленому тарифу". Только тогда у микрогенераторов появится стимул заниматься торговлей, а не просто потреблять чистую природную энергию. Но пока правительство предпочитает совершать лишь базовые действия. Впрочем, на фоне того, что еще год назад микрогенерация вообще не регулировалась на государственном уровне, и это уже прогресс.