Система невозврата не ведет в СССР: это попытка государства сохранить влияние

 

Говоря о проблеме сокращения ассортимента в магазинах сегодня, нельзя провести явную параллель с дефицитом советских времен. Скорее закон о переходе на безвозвратную систему можно охарактеризовать как попытку государства дополнительно регулировать этот процесс. Функция снабжения городов ведь долго принадлежала именно правительству. Но примерно с середины XIX века города уже не могли сами себя снабжать, и на первый план вышла международная торговля на основе прорыва в развитии логистики и консервации (например, железные дороги, корабли–рефрижераторы). Так на полках появились продукты, которые не производятся в стране, где продаются. В итоге процесс оказался отдан на откуп частному бизнесу, государство же регулирует его по остаточному принципу. Эту тенденцию затрагивает, например, исследовательница Кэролин Стил в книге "Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь".
Сегодня города снабжаются, что называется, с колес. Каких–то суперскладов, где хранится большой объем продукции, не существует. Более того, в Европе каждый раз, когда покупатель считывает шрихкод в магазине, данные уходят по большой цепочке: с их помощью поставщики понимают, что в каком объеме требуется привезти. Так что ключевой вопрос скорее технический, он касается не производства, а логистики. Опять же в Европе — и в России тоже — многие предпочитают заказывать еду на дом. И формируются резкие всплески потребностей в определенных продуктах, вследствие чего поставщикам нужно, условно, завтра привезти 10 тыс. единиц продукции по определенному адресу, а послезавтра требуется 10 тыс. уже другого.
Во времена же советской истории проблема дефицита остро стояла не потому, что мало производили, но также из–за архаичной системы складов и транспортных цепочек: многие продукты не доезжали, бились, гнили и так далее. Видимо, не хватало компетенции и желания поставлять все это потребителям. Крупные агрокорпорации сейчас безраздельно доминируют на продовольственном рынке, это общемировой тренд. Поэтому стремление правительства давить на ретейлеров — это не более чем отчаянная попытка хоть как–то сохранить влияние государства на снабжение населения едой, но никак не возврат к советским временам.