Светлана Афонина Все статьи автора
27 августа 2019, 06:32 613

Мыловары по–дореволюционному. Фабрика мыла за пять шагов

Наталья Бакушина (слева) и Марина Волкова развили хобби в бизнес с оборотом более 15 млн рублей в год. Самые популярные товары, которые они продают, — натуральное мыло и елочные игрушки из ваты «под старину».
Наталья Бакушина (слева) и Марина Волкова развили хобби в бизнес с оборотом более 15 млн рублей в год. Самые популярные товары, которые они продают, — натуральное мыло и елочные игрушки из ваты «под старину».
Фото: "Душистые радости"

Подруги–дизайнеры превратили увлечение мыловарением в бизнес с оборотом 3 млн рублей в месяц. Сегодня у них мануфактура и музей "Душистыя радости", а мыло по винтажным рецептам продается в ГУМе в Москве и в "Пассаже" в Петербурге.

Торговая точка в Петербурге стала третьей в бизнес–портфеле предпринимательниц. Они искали торговый дом с аристократическим имиджем и роскошными интерьерами в центре города, где есть поток туристов. "Наша продукция, как показывает опыт продаж в ГУМе, является прекрасным сувениром из России", — рассказывает одна из основательниц проекта Наталья Бакушина.

Миллионы на вышивке. Багетная мастерская за пять шагов

Миллионы на вышивке. Багетная мастерская за пять шагов

1784
Светлана Афонина

Сегодня мануфактура производит около 720 кусков мыла в день (то есть около 70 кг), а также мягкое мыло с различными добавками — например, с сахарным песком, молотой корицей, активированным углем и морской солью. В ассортименте также сюрпризные музыкальные коробки, броши, воротнички — всего более 300 наименований, все ручной работы и в старинном стиле XIX века.

Социальный бизнес–проект московские дизайнеры Марина Волкова и Наталья Бакушина запустили в 2012 году. Первоначально это было начинание из области культуры: предпринимательницы хотели создать в Коломне музей истории мыловарения и парфюмерии России. Но в итоге удалось построить действительно успешный бизнес.

Однажды подруги побывали в музее пастилы в Коломне и "просто заболели этим форматом", насколько им там понравилось, говорит Марина Волкова. На следующий год они привезли в музей в подарок собственное мыло с символом города. "Нас спросили: а можете сделать мыло в виде огурца? Мы сказали, что попробуем", — вспоминает Марина.

Таким мылом в XIX веке прославился французский парфюмер Генрих Брокар, который организовал в России выпуск мыла и духов. Продолговатое мыло "производило полную иллюзию настоящего огурца" и впечатляло покупателей необычностью формы и свежим ароматом. Вернуться к истокам предпринимательницам помог друг–судмедэксперт, который предложил сделать 3D–форму, залив огурец силиконом. "Так родились наши первые "огурцы", — говорит Марина.

В Справочной книжке Московской губернии за 1890 год, в перечне фабрик и заводов, расположенных в Коломне, был упомянут мыльный завод Григория Ивановича Суранова. Там трудились двое рабочих, а управлением мещанин занимался собственноручно. У него была и своя лавка, и в начале ХХ века ее годовой оборот составлял 4 тыс. рублей. За изучением архивов у подруг родилась идея варить натуральное мыло по рецептам дореволюционной России.

"Мы варим мыло с нуля: берем жиры или масла, омыливаем масло щелочью, как делали в XIX веке. Все берем из исторических первоисточников, в том числе сочетания и пропорции масел", — рассказывает Марина Волкова.

Кофе на выезд. Coffee truck за пять шагов

Кофе на выезд. Coffee truck за пять шагов

828
Дарья Зайцева

Предпринимательницы арендовали и отремонтировали помещение площадью 100 м2 на территории комбината "Текстильмаш" в Коломне. Начав производство, они познакомились с администрацией города и попросили помочь найти здание в аренду, где мог бы разместиться будущий музей. "Один из вариантов подошел идеально: здание располагается возле Пятницких ворот Коломенского кремля: здесь сто лет назад были торговые ряды. Правда, дом был руинирован в четвертой степени, через отсутствующие перекрытия и крышу просвечивало небо", — говорит Волкова.

Девушки согласились и отправились искать инвесторов. Поддержка нашлась в фонде региональных социальных программ "Наше будущее", где проект выиграл конкурс и получил беспроцентный заем 5 млн рублей.

К 2016 году реконструкцию первого этажа здания завершили, и на историческом месте снова открылась мыльная лавка. На второй этаж денег уже не было. Подруги пошли в фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, где оформили заем 2 млн рублей под 9% годовых. Они полностью отремонтировали здание и открыли музей в сентябре 2016 года.

"В производстве мы начали с мыла, и главным продуктом было оно. Но, изучая тему, мы поняли, что дореволюционные мыловары к праздникам всегда готовили что–то особенное: бонбоньерки с пробниками мыла, ватные елочные игрушки к Новому году, глицериновые яйца на Пасху и так далее", — рассказывает Марина Волкова. Так у предпринимательниц появилось второе направление производства — возрождение ватной елочной игрушки.

В составе проекта сегодня — музей площадью 150 м2, где собрана и представлена коллекция мыла, парфюмерии и предметов быта дореволюционной России. Продукция мануфактуры площадью 300 м2 связана с изучением этой эпохи.

Лавка работает в среднем и высоком ценовых сегментах, продавая более 300 наименований. Отделы в ГУМе и Пассаже занимают около 10 м2, в дальнейшем предпринимательницы планируют открыть собственные бутики по 50 м2 каждый. Всего в бизнесе трудится около 40 человек.

Средний оборот в месяц на каждую точку составляет 1,1 млн рублей, столько же приносят корпоративные заказы. У мануфактуры работает интернет–магазин, открытый дружественной компанией. Свой онлайн–канал они хотят открыть в ближайшее время. Общий объем инвестиций в проект подруги оценивают в 10 млн рублей, из них 2,5 млн рублей собственных средств. Четыре года предпринимательницы работали без зарплат, вкладывая средства в развитие проекта, после чего вышли на "точку безубыточности". "Маленький" заем они уже погасили, в планах — закрыть второй кредит весной следующего года. Срок окупаемости проекта ориентировочно составит 10 лет.

Мыловарение остается популярным хобби, но нечасто приносит большую прибыль. Продажи бизнесмены–одиночки обычно ведут через соцсети и сайты частных объявлений. Попутно — бизнес по продаже ингредиентов для мыла: основа, красители, добавки.

Натуральная косметика есть у многих промышленников, включая Lush и L'Occitane и российские Splat и Natura Siberika. Емкость российского рынка мыла оценивается примерно в 150 тыс. тонн.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама