Инвесторы и выставки. Может ли частный музей быть прибыльным

 

Более чем из 200 музеев Петербурга около 10%, по подсчетам "ДП", не имеют отношения к государству. Они устроены частными лицами или бизнес–структурами. И они очень разные.
После Музея настольных игр в профильном магазине можно пополнить запас домашних развлечений. Пропустить чашку–другую кофе — в Музее кофе. А узнать историю игрушек — опять же в тематическом заведении. Граммофоны, живопись, специи, советские игровые автоматы, невероятные машины и механизмы, матрешки и даже… эмоции — все уже стало объектом интересной экспозиции. Некоторые частные музеи, например Фаберже, советских игровых автоматов или "Эрарта", уже прочно вошли во все путеводители по Петербургу. Другие, пока условная вторая лига, еще не стали предметами массового туристического интереса, но тоже постепенно ищут и находят свою аудиторию, в том числе за пределами города.
В последние несколько лет частные музеи стали заметным явлением в туристической жизни города. Мотивы их открытия не всегда схожи. Чаще всего из интереса того или иного человека, обычно весьма состоятельного, к определенной теме вырастает коллекция артефактов, которая затем трансформируется в доступную и публичную. Часто и бизнес основателей связан с тематикой экспозиции или возникает из магазинов при производстве. Так было, например, с Музеем специй.
Дмитрий Филатов, совладелец квартиры на Гороховой, последнего жилища Григория Распутина, откуда тот уехал в Юсуповский дворец в роковую для себя ночь, когда–то учился на экскурсовода. Сначала туры сюда были его хобби, теперь турфирмы приводят полноценные экскурсии.
Может ли частный музей быть прибыльным? Зависит от формата и целей основателя. Подробнее "ДП" расскажет в специальном выпуске "Петербург. Окно в мир" 9 сентября.
Иван Ступаченко, журналист